Командный гипнотизер
Текст: Галина Шиповалова
Фото Дениса Приходько.
Источник: Советский спорт в Красноярске, Redyarsk.Ru
1 августа 2006 года | Прочтений: 6648

Врачи команды – не частые герои интервью. Хотя поговорить с ними есть о чем. Доктор красноярского «Металлурга» Евгений Зазулин, к примеру, рассказал «СС», зачем он вводит игроков в гипнотический транс и почему красноярские футболисты так не любят свадьбы.
ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЙ ДОКТОР
– Евгений Юрьевич, вы хотели стать спортивным доктором?
– Никогда не ставил перед собой такой цели. Хотя футбол любил с детства. Следил за нашим «Автомобилистом» и ловил себя на мысли: «А интересно, как они играют на выезде?» Даже не думал, что мой интерес будет настолько удовлетворен...
– Как попали в команду?
– Случайно. В 1980-м я окончил интернатуру Красноярского мединститута и должен был ехать по распределению в Канск как врач-терапевт. Но жена была в отпуске по уходу за ребенком, и меня оставили. Знакомый как раз предложил работу в горно-спортивном комплексе «Буревестник», что на Николаевской сопке. А через год меня позвали в «Автомобилист»: врач, работавший тогда с футболистами, женился и уехал жить в Ангарск. Я позвонил начальнику команды Ивану Осадчему. Мы быстро обговорили все детали, и 1 апреля 1982 года я вместе с командой отправился на сбор в Сочи. Тогда в «Автомобилисте» играли те, кто ее сейчас тренирует, – Александр Кишиневский и Владимир Дергач.
– Реалии повседневной жизни футболистов вас не разочаровали?
– Я даже не мог представить себе, что в команде будет так много курящих! Пачка за пачкой уходила только так. Это сейчас другое поколение. Из молодых никто не курит! Из старой гвардии только Куга дымил. Но теперь он больше не играет в «Металлурге». Да они даже и... не пьют! Иногда приходится доказывать, что небольшое количество сухого красного вина приносит пользу.
– Кто же в нынешней команде самый правильный?
– Миша Комков, Максим Семакин.
– Наверное, в «Автомобилисте» к вам не сразу стали прислушиваться? Ведь вы были примерно одного возраста с игроками.
– Спасибо главному тренеру Юрию Уриновичу. Он сразу меня принял, доверял. Парни, конечно, поначалу подшучивали. На первый сбор я поехал в плаще и с чемоданом. Так они доктором Ватсоном прозвали.
ГЛАВНОЕ – ВОССТАНОВИТЬ ИГРОКА
– Перечислите, как говорится, по пунктам, чем занимается врач в «Металлурге».
– В первую очередь я провожу ежедневный осмотр. У каждого измеряю давление, пульс, смотрю общее состояние. Затем футболист обязательно выпивает стакан фруктового сока и идет на тренировку. Потом завтракает. Второй пункт – это питание. Рацион тоже врач контролирует. Особенно важно, что и когда спортсмен ест перед игрой. В жаркий день есть нужно за пять часов до игры, в нормальную погоду – за четыре. Никаких овощных салатов. В обед – суп с фрикадельками, отварное мясо или язык. Рыбу можно, филе курицы – кто что любит. На гарнир обязательно спагетти. Но мы никого не заставляем. Кто-то в день игры вообще может только позавтракать. Если ему так лучше, зачем привычную схему ломать? За два часа до игры даем шоколад и кофе. Вообще, обычно все команды заказывают одно и то же. Поэтому в каждом городе на пороге кафе или ресторана мне говорят: «А, футболисты! Спагетти будете?» Но самое главное в работе спортивного доктора – это восстановление игроков после матчей. Меня всегда интересовал вопрос: как сделать это быстро?
– И как же?
– Можно при помощи препаратов. Но однажды (это было лет пятнадцать назад) я увидел, как человек восстанавливает спортсменов, вводя их в гипнотический транс. Было это в Москве на традиционном турнире спартаковских команд в «Сокольниках». Кстати, в 1983 году мы добрались на этом турнире до финала, где проиграли красно-белым со счетом 1:4. Тогда мы воочию увидели живых легенд – Родионова, Черенкова, нашего Романцева, Дасаева... Так вот. В то время я уже практиковал с ребятами аутотренинг, но гипноз – это совсем другой уровень. Овладел техникой, и теперь успешно практикую. Ввожу футболистов в транс с помощью музыки и визуализации образов. Человек как бы находится в полусне. Он слышит мой голос и воспринимает информацию.
– Что это дает?
– Снимается стресс. Состояние транса помогает с ним справиться. Перед каждым сеансом человеку предлагается сказать самому себе, от чего он хочет избавиться, чего добиться. Ведь можно сказать: «У меня не получится» – и остановиться в развитии. Многие так и делают. А другие верят в себя и пробиваются. Глядишь, из второй лиги в первую поднялся, потом в премьер... Почему? Да потому что хотел больше всех. Гипнозом можно и функциональное состояние улучшить.
– Например?
– Два года назад дело было. Измерил у игроков после матча давление, смотрю: у двоих зашкаливает –160 на 100. И характерный запах изо рта. Вчера гуляли, значит. Что делать? Через день ведь снова играть. Их оштрафовали, но, как бы то ни было, к игре парней надо готовить. Я провожу с ними сеанс гипнотического транса. После сорока минут сеанса верхнее давление стало 120! Футболистов еще раз пожурили, следующую игру «Металлург» выиграл. Или еще пример – Сергей Шарин. У нас играл, сейчас за «Сибирь» выступает. Вот у него по-настоящему были проблемы с давлением. Верхнее меньше 140 никогда не было. Мы стали заниматься, и за полгода, к моменту его отъезда в Новосибирск, достигли результата 130 на 80. Как сейчас дела, не знаю, но раз он успешно играет, всё должно быть неплохо.
– После бесконечных проигрышей футболисты не сломались психологически именно из-за таких сеансов гипноза?
– Тут надо понимать вот что. Само участие в первой лиге должно восприниматься ими как праздник. Ведь зачастую парни играют с мастерами, которым еще в премьер-лиге играть и играть. Просто их легионеры вытеснили. А в «Металлурге» кто имел опыт игры в первом дивизионе? Да никто практически. Поэтому я просто снимаю шляпу перед Кишиневским, а теперь и перед Дергачем. Не каждый сможет работать под таким прессом, в таких условиях.
ЕСТЬ ПРЕДСЕЗОНКА – НЕТ ТРАВМ
– Ну, а фармакологию-то в «Металлурге» применяют?
– Применяют. Не в таких количествах, как другие, конечно. Некоторые клубы только на один «Неотон» (восстанавливает запасы креатин-фосфата. – Прим. автора) тратят столько, сколько у нас в бюджете на все медикаменты заложено. «Вабензим» используем. Очень эффективен при восстановлении после травм, болезней. Напитки-энергетики, например «Стимол», минеральные комплексы. Адаптогены, препараты, повышающие иммунитет. Я всегда футболистам говорю: «Помните, что вы не физкультурники, вы спортсмены! Вы не можете позволить себе то, что позволяют обычные люди». Нельзя есть мороженое. Нельзя пить холодную газводу. Пошел, например, с девушкой в кафе, выпил что-нибудь холодное. Не остужать же, в самом деле? Заболел. Потому что иммунитет обратно пропорционален физической готовности. Чем лучше готов, тем легче заболеешь.
– Что нужно делать футболисту, чтобы избежать травм?
– Могу сказать с уверенностью: человек, полностью прошедший предсезонные сборы, на ровном месте травму не получит. А вот если пропустил месяц или больше, риск очень велик. Как вы знаете, «Металлургу» перед этим сезоном не хватило одного сбора. На зимнем сборе в Москве не удалось идеально провести работу. Искусственное поле, к тому же морозы стояли. На газоне бы устоять, о технике и речи не было. А вот перед прошлым сезоном, когда мы стали первыми во второй лиге, мы провели три полноценных сбора. И обошлось без серьезных травм.
– Вспомните самую серьезную травму, полученную футболистом красноярской команды?
– У нас был одаренный футболист Сергей Швецов. В 1984 году в товарищеском матче с «Карпатами» в Львове он сломал большеберцовую кость. На год выбыл из строя. Потом провел еще несколько неплохих сезонов, но на тот уровень не поднялся. Вообще, самая распространенная травма футболиста – это повреждение мениска. Когда голеностоп остается на месте, а колено прокручивается в ту или другую сторону.
– Как раз из-за такой травмы несколько месяцев на поле не выходил Андрей Кордун. Каково его состояние сейчас?
– В Нижнем Новгороде он наблюдался в центре восстановительной медицины, проходил лечение лазером. На сборе в Саяногорске занимался индивидуально, работал с тренажерами, резиной. Здесь опасность какая? Если резко начать тренироваться, можно серьезно повредить совсем другую мышцу. Но сейчас Андрей уже тренируется со всеми вместе.
ЛЮДИ, НЕ ЖЕНИТЕСЬ В ДЕНЬ ИГРЫ!
– Как футболисты проводят часы перед игрой?
– После обеда каждый старается побыть один, настроиться. В автобусе, когда едем на матч, не звучит никакая музыка. Другое неписаное правило есть: в раздевалке должны находиться только те, кто заявлен на игру. Потому что остальные отвлекают, даже если сами этого не хотят. Посторонних, тем более в раздевалку, не пускаем.
– Какие еще в команде правила есть, приметы?
– Приметы? В 2003 году приехали на игру с новосибирским «Олимпиком» (который теперь «Чкаловец»). Клубного автобуса у них не было, пригнали ПАЗик с кондуктором. Естественно, женщиной. Проиграли 0:2 без вариантов. Если приезжаем в другой город и встречаем свадьбу – победы не видать. А если еще и празднуют ее в гостиничном ресторане – вообще хана.
– А приметы на выигрыш?
– В 1995 году было дело. Как-то раз, отправляясь перед игрой на базу, мы заехали домой к одному из футболистов. Нужно было взять его телевизор. На следующий день выиграли. И перед очередным матчем кто-то говорит: «А давайте всё сделаем так, как в прошлый раз?» Целый год мы заезжали к несчастному футболисту, брали у него телевизор и ехали на базу. Не проиграли ни одного матча. Еще любят парни дома покапризничать. Жена, например, говорит в магазин сходить, а муж отвечает: «В прошлый раз не ходил – и мы выиграли!» Я же говорю, с юмором ребята.
Комментарии (0)