Андрей Лексаков: "Российские тренеры лучше иностранных"
Текст: Гор Георгян.
Источник: Городские новости, Redyarsk.Ru
Фото: 7 канал.
30 июня 2015 года | Прочтений: 2756
Андрей Лексаков — далеко не самый известный футбольный деятель в России. Но точно один из самых значимых. Лексаков — руководитель академии тренерского мастерства и технический директор РФС. А значит, знает о нашем футболе всё.
— Как оцените уровень подготовки красноярских тренеров?
— Экзамены сдают красноярские и новосибирские тренеры. Подготовленность разная. Во время практической части экзамена тренеры на поле манежа показывали свои умения: руководить группой, планировать тренировочные занятия, подбирать упражнения, реализовывать их, добиваться эффективности. Была и теория. Имеются очень хорошо подготовленные специалисты и в том, и в другом аспекте. Есть лучше подкованные в практическом плане, хуже — в теории, и наоборот.
— Считается, что детские тренеры — ахиллесова пята российского футбола.
— Я не скажу, что это ахиллесова пята, потому что в российском футболе много серьёзных проблем: начиная с инфраструктуры и заканчивая системой юношеских соревнований. Ситуация непростая. Очень сложно контролировать организацию тренировочного процесса юных игроков по всей стране. Мне удаётся раз в три-четыре года побывать во Владивостоке или в том же Красноярске. Все 83 территории не объездишь. Очевидно, тренеры не очень хорошо используют свои теоретические знания на практике. У нас огромная беда в том, что большинство наших тренеров заточено на сиюминутный результат. В том числе и их руководители. При этом не всегда удаётся убедить людей в обратном. В ведущих европейских странах этот вектор давно изменён. Он направлен на подготовку отдельно взятого футболиста, который будет конкурентоспособен на международной арене. У нас же постоянная конкуренция. Тренировка ради результата.
— Примерно такими же мыслями делился голландец Берт Ван Линген, который работал в Российском футбольном союзе. Но его много критиковали.
— Голландских или других зарубежных специалистов критикуют за то, что они говорят одни вещи, а делают другие. Больше не будем касаться этой темы. Но они в своих странах не делают того, что делают в России. Многие иностранные специалисты, которые к нам приезжают, чудят. Россия для них — поле для экспериментов. В своих странах им это непозволительно.
— Валерий Газзаев говорит, что российский футбол в глубоком кризисе. Достижений нет ни у сборных, ни у клубов. Согласны?
— Я не соглашусь с Валерием Георгиевичем в том, что у нас нет результатов. Всё зависит от подбора игроков. Если бы в наших клубах он был, как в “Баварии” или “Челси”, то и мы добивались бы успехов. Юношеские сборные сейчас, в принципе, играют удачно. Наша команда, составленная из ребят 1998 года рождения, вышла в финальную часть чемпионата мира. Ребята 1996 года рождения выиграли чемпионат Европы. У нас появляются молодые футболисты.
Вместе с тем я соглашусь, что российский футбол находится в неком системном кризисе. Многое не соответствует современным требованиям.
— Мы на верном пути?
— Сложно сказать. У нас в России всегда есть большая сила инерции. Мы долго запрягаем, потом быстро начинаем бежать. Я думаю, что мы определили верный путь, но идём очень медленно.
— Вы же против лимита на легионеров?
— Я высказываюсь за две парадоксальные вещи. Первое — надо отменить лимит на легионеров. Тогда наш чемпионат будет похожим на сербский, хорватский, шведский. Года через три сборная добьётся значительного прогресса, потому что зарплаты игроков снизятся, и лучшие футболисты будут уезжать за рубеж для участия в лучших чемпионатах. Второе — можно вообще запретить легионерам играть в России. Это, как скажут некоторые, порочный путь. Он может привести к повышению уровня сборной страны, но не российских клубов. И поэтому они яростно сопротивляются. Этот путь более перспективный, но менее реальный.
— Подобных прецедентов нет ни в одной стране.
— Сейчас нет. Но в нашей стране был. У нас до определённого времени не играли легионеры. И сборная выходила в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Национальная команда котировалась очень высоко на международной арене.
— За отмену лимита, кажется, выступает вся футбольная общественность. Что ж его не отменят, в конце концов?
— Есть позиция государства, есть позиция руководства российского спорта. Если в одном виде спорта отменить лимит на легионеров, то другие тоже захотят. Вопрос сложный, но его необходимо решать. Дальше уже может быть точка невозврата. Это выражение Валерия Георгиевича Газзаева (смеётся).
— Вы утверждаете, что отечественные специалисты не хуже, чем иностранные. Уверен, Вы наверняка знаете, о чём говорите. Но верится в это с трудом.
— Я знаю, что методически наши тренеры ничуть не хуже, чем иностранные. Они могут работать на самом высоком уровне. Не хватает, в первую очередь, успехов наших клубов. За рубежом работают всегда успешные тренеры. Мы же, по большому счёту, считаем элитными специалистами человек 5—10, которые колесят из страны в страну.
И, естественно, мы не совсем подходим ментально: нет открытости и знания иностранного языка.
Проблема ещё и в восприятии России. Многие нас не любят. Надо признать, что в Европе мы нежеланные гости. Нас побаиваются. Мы можем занять рабочие места.
— Хорошо. Назовите российских тренеров высокого уровня, которые могли бы успешно работать в сборной.
— Ну, их много. Я считаю, что сборной с большим успехом могли бы руководить Газзаев, Бердыев, Карпин, Слуцкий, Бородюк, Красножан, который был ярким явлением в нашем футболе, не работающий сейчас Кобелев, по харизме может и Черчесов. Возможно, я ещё кого-то не назвал. В России есть большая группа очень хорошо профессионально подготовленных тренеров.
— Тем не менее у многих специалистов из вашего списка дела в последнее время не ладились.
— Такова жизнь. Наши руководители хвалят итальянскую школу тренеров. Но у них тоже не работают люди. Например, Спалетти, Пранделли. А некоторые из трудоустроенных итальянских тренеров показывают не те результаты, которых мы ожидали.
— Вы — директор академии тренерского мастерства. Бывает, что смотрите на слушателя и думаете: “Вот из этого парня выйдет хороший тренер?”
— Я стараюсь на всех смотреть объективно. Но были такие начинающие тренеры, которым я говорил, что у них стартовая площадка лучше, чем у остальных. Это про игроков, имеющих за спиной большой практический опыт, богатую карьеру — выступления в премьер-лиге и сборной страны. Я говорил это Юрану, Аленичеву, Колыванову, Бородюку, Кобелеву, Черчесову. И все они заметны. Некоторым я говорил, что если им позволят спокойно работать, то их ждёт хорошее будущее. Например, Слуцкий. Назову ещё Николая Южанина, который живёт в Краснодаре. Он работал с “Кубанью”. Очень хорошо подготовленный специалист. Есть в первой лиге тренер Евдокимов, по которому давно плачет премьер-лига. Просто плачет.
А так, мы всегда говорим, что нет хороших или плохих тренеров. Есть наставники, способные руководить большими командами, а есть те, кто в силу каких-то изъянов в характере, менталитете, способны руководить командами первого, второго дивизионов или детско-юношеских спортивных школ. Но это не значит, что они хуже подготовлены в методическом плане. Я люблю приводить такой пример. По окончании обучения в институте у студентов одной группы жизнь складывается по-разному. Один, например, стал президентом РФС, а другой просто тренером. Но они же вместе учились. Значит, кому-то просто больше дано. Кто-то усерднее старается.
— Во время обучения видно было, что нынешний тренер ЦСКА может успешно тренировать в большом клубе?
— Верил. У него очень большой потенциал. Слуцкий выделялся из группы манерой преподнесения информации, логикой, грамотностью изложения, что во многом некоторым тренерам мешает достичь определённого уровня. С точки зрения профессиональных знаний в его группе были не менее подготовленные специалисты. Но сумма всех слагаемых позволила пробиться ему на вершину российского футбола. Он работает достойно.
— Какое впечатление оставляет главный тренер “Енисея” Алексей Ивахов?
— Он учится (смеется).
— Способный ученик?
— Неспособных людей нет. Насколько велико желание учиться, а потом и самообразовываться, настолько велик шанс достичь определённых успехов. Если, конечно, будет понимающее руководство. Алексей пока учится. Впитывает всё, что есть. Посмотрим, как он дальше реализует это на практике. Мы в своей образовательной деятельности наделяем слушателей всеми знаниями и подходами, которые есть в современном футболе. Но свой истинный путь они должны определить сами. Вместе с тем в Ивахове я вижу некий стержень — он точно не бросит футбол. Пока так.
— Как Вы отнеслись к переменам в Российском футбольном союзе и, в частности, к отставке её президента Николая Толстых?
— (После паузы) Как к данности. Она состоялась. Как тут относиться? (смеется).
— Понимаю. Это хорошо для российского футбола или плохо?
— А сейчас никто и не скажет. Жизнь покажет. Были ошибки, были упущения. Об этом сам Николай Александрович Толстых говорил. Посмотрим, кто придёт его на его место.
— Скоро в России чемпионат мира. Известный в прошлом футболист Сергей Юран считает, что наша сборная с большой долей вероятности не выйдет из группы. Хороших игроков, по его мнению, нет. А времени мало. Ситуация настолько критичная?
— Это же личное мнение Сергея. Когда он играл в сборной, мы тоже куда-то там не выходили. Хотя они считают, что были лучше нынешнего поколения. Я считаю, что у нас к 2018 году может быть сформирована достаточно сильная сборная. Если удастся сейчас определиться с российским тренером и дать ему возможность спокойно поработать, то к чемпионату мира мы получим боеспособную команду. Будут помогать родные стены, осознание, что за тобой страна, многомиллионная армия болельщиков. У нас есть футболисты, способные решить задачу выхода из группы.
Комментарии (0)