17 ноября 2009 года

С боевым товарищем мячом

Источник: СТАДИОН
Принято говорить, что из таких людей гвозди можно делать — железные они, несгибаемые. Вениамин Луканин пронес любовь к спорту через всю свою жизнь и через самую страшную ее составляющую — фронт Великой Отечественной войны. При этом наш сегодняшний герой всегда придерживался единственно правильной философии: главное в спорте — не “голы-очки-секунды”, а Личности.
Это человеколюбие и благодарность судьбе за то, что свела она его со многими незаурядными атлетами, подвигла в свое время уже пенсионера Луканина взяться за написание книги “Забыть не имеем права”. И не случайно именно он, более четырех лет назад, стал первым, о ком “Стадион” рассказал читателям в рубрике “Сердца, отданные спорту”.

На минувшей неделе Вениамин Григорьевич отметил свое 90-летие, с чем искренне поздравляем его от всего спортивного отдела газеты. И приводим выдержки из нашего с ним разговора, с небольшими авторскими ремарками.

Молодые годы

— Родился я в Кузнецке, позже переименованном в Новокузнецк. Десяти лет от роду переехал вместе с родителями в Красноярск. Тогда же впервые попал на Столбы. Увидел, как местные ребята ловко взбираются на камни, и “заболел” скалами. Вместе с сестрой Верой стал приходить сюда регулярно.

“Болезнь” эта, насколько я знаю, вас долго не отпускала…
— Да, долго. Уже позже, в 1949 году, я принимал участие в первом Всесоюзном сборе скалолазов в Крыму, который организовывал наш знаменитый земляк Виталий Абалаков. Выступил тогда достойно — занял шестое место среди полусотни участников.

А футболом вы где и когда увлеклись?
— За семь лет до начала войны в красноярском спортобществе “Динамо” появилась первая детская футбольная команда, в которую я и пришел. Через два года уже играл за юношей, а когда мне исполнилось 17 лет, стал выступать за взрослую команду: летом в футбол, зимой — в хоккей.

Вениамин Григорьевич, вы ведь в Красноярске росли, но на фронт ушли не из нашего города: как это было?
— В 1938 году я поступил в Томский политехнический институт, а через два года перебрался оттуда в один из самых спортивных городов страны — Свердловск. И в Томске, и в Свердловске играл за команды своих вузов. Мечтал о большом спорте. Но пришла война. Сдав летнюю сессию, я ушел на фронт. Добровольцем. Как специалиста по механической части (в политехе все-таки учился) отправили меня в Челябинское танковое училище, а оттуда — прямо под Сталинград, в состав 5-го отдельного гвардейского полка... (Открытые противостояния с врагом, четыре ранения, дважды “потерянные” документы на награждение Луканина званием Героя Советского Союза — все это уместилось для Вениамина Григорьевича всего в пяти буквах: В, О, Й, Н, А.)

Сталинградское чудо

(Удивительная история произошла с Вениамином Григорьевичем в Сталинграде, в канун боев. Кому-то она, впрочем, может показаться обыденным эпизодом. Я же рассудил ее по-своему — как знак свыше. В общем, судите сами…)

— Едем мы по Сталинграду на танке, я как обычно на броне. Вдруг вижу среди разрухи этой, обломков зданий и поваленных деревьев настоящее футбольное поле! Относительно ровное, с воротами, а в центральном круге… мяч лежит кожаный. Я кричу водителю: “Стой!!!”, а сам спрыгиваю и несусь к мячу — как был в полном боевом обмундировании, с автоматом, в сапогах. Подбегаю к мячу, хватаю его, а он целехонек! По воротам от души ка-а-ак засадил, потом подобрал мяч и к танку его нашему в сетке привязал.

Так с ним и ездили?
— С тех пор любые свободные минуты на фронте мы проводили, играя в футбол. И в бой когда шли, у нас мяч этот на броне болтался сзади…

(Откуда взялся мяч в избитом сражениями городе, почему его никто доселе не тронул — этого Вениамин Григорьевич объяснить себе не может. Скорее всего — случайность. Его попросту забыли, бросили в первые дни эвакуации мирных жителей, а потом уж какой футбол — война за каждым углом. Единственное, что потом Луканин вспоминал с испариной на лбу — то, что обрадовавшись “старому приятелю”, даже не подумал об элементарной безопасности. Футбольное поле запросто могло оказаться минным.)

Ангел-хранитель

Вениамин Григорьевич, что для вас спорт?
— Для меня спорт — все. Только благодаря спорту я вставал на ноги после тяжелых ранений. Благодаря ему, я не зацикливался на том напряжении, которое неизменно возникает на войне.

(Весь нерв грандиозного Сандомирского сражения, в решающий момент которого с советской стороны участвовало всего два танка, очень точно передает вырезка из фронтового издания, уцелевшая в личном архиве Вениамина Луканина. Говорят, что с германской стороны этим побоищем руководил сам Гитлер. Немцам был дан приказ — сбросить русских в Вислу. Далее позвольте привести выдержки из статьи “Гвардейская стойкость”, опубликованной газетой “Во славу Родины!” в сентябре 1944 года.)

“Танкисты экипажей Ляхова и Луканина за два дня уничтожили 17 немецких танков и самоходных орудий. <…>

Когда закончилась вражеская артподготовка, гитлеровцы бросились в бешеную контратаку. Два наших танка, стоявших в засаде, заметили впереди на скате высоты облако пыли, поднятой вражескими танками и бронетранспортерами. Более 30 немецких машин двигалось на наши боевые порядки.

— Подойдут ближе, будем их бить, — решил гвардии лейтенант Ляхов.

Наши танки занимали очень выгодную позицию. Они могли бить по бортам вражеских машин. <…>

В этот день врагу не удалось продвинуться ни на шаг. Путь ему преградили бесстрашные мужественные гвардейцы — танкисты Ляхов, Луканин и их экипажи.
На следующее утро снова разгорелся ожесточенный бой. Враг в дикой злобе рвался к шоссе, бросая в контратаку большое количество танков и самоходных орудий. Но танки Ляхова и Луканина были для врага несокрушимой крепостью.

Так сражаются наши славные гвардейцы!”

(Добавлю только (так и было — я специально уточнил у Вениамина Григорьевича), что фронтовой репортер газеты “Во славу Родины!” не упомянул одну, казалось бы, незначительную деталь — потертый футбольный мяч на броне одного из танков-героев.)

После фронта

— Уже перед самой Победой получил я тяжелейшее ранение в ногу. Как обычно на броне был, когда рядом с нашим танком взрыв раздался — мне осколком пятку фактически вырвало. Десять госпиталей прошел я за десять месяцев. Врачи, было время, на ампутации ноги даже сошлись…

Но не для спортсмена же такая участь!
— Чтобы избежать операции я твердо решил вернуться в большой спорт. Надрезал гипс и попытался встать на коньки. Вроде удачно вышло все, постепенно стал “разрабатывать” ногу. И уже с осени 1945-го сумел включиться в командные тренировки, затем в игры — хотя рана еще давала о себе знать.

Зимой 46-го я восстановился на третьем курсе института, стал совмещать спорт с учебой. А спустя полтора года рана окончательно затянулась. Такой вот метод лечения. Так спорт помог мне избежать ампутации и закончить учебу. А многие фронтовики, к сожалению, так и не смогли потом найти себя в жизни.

Рана моя с годами периодично открывалась, но это не мешало мне до 70 лет регулярно выходить на лед в товарищеских играх ветеранов.

(Сейчас Луканину — 90. Не видит, за выступлениями российских спортсменов последние несколько лет практически не следит. Но собственное мнение о нынешнем положении дел имеет твердое.)

— Коммерция спорт захватила, ребята уже в начале карьеры, с детства задумываются о суммах их будущих контрактов. Неверно это! О собственном совершенствовании надо в первую очередь заботиться. Спорт должен и в жизни помогать. Человек волевой становится, выносливый. Понимаю, что времена изменились, и без денег сейчас никуда. Однако если у тебя есть талант, и он получает должную подпитку — будет и контракт достойный. Главное — труд. Сумма зарплаты должна соответствовать уровню мастерства, а не наоборот — когда в спешном порядке уровень подготовки пытаются “натянуть” до оговоренной контрактом суммы.

Досье

Вениамин Григорьевич ЛУКАНИН родился 10 ноября 1919 года в Новокузнецке

Инвалид ВОВ, ветеран спорта РСФСР

Неоднократный чемпион города и края по футболу и хоккею с мячом, участник игр на первенство РСФСР по хоккею с шайбой, трехкратный чемпион г. Ленинграда по хоккею с шайбой среди студенческих команд, участник первого Всесоюзного сбора скалолазов (1949 год, Крым)

Автор двухтомника “Забыть не имеем права” — сборника биографических статей о выдающихся спортсменах Красноярского края

Смотреть архивное фото В.Луканина

Владислав ШЕВНИН

© все права защищены, Редярск.Ру (www.redyarsk.ru)