30 июня 2015 года

Андрей Лексаков: "Российские тренеры лучше иностранных"

Андрей Лексаков — далеко не самый известный футбольный деятель в России. Но точно один из самых значимых. Лексаков — руководитель академии тренерского мастерства и технический директор РФС. А значит, знает о нашем футболе всё.
В Красноярск он приехал, чтобы принять экзамены у детских тренеров. На интервью согласился быстро. Правда, попросил не задавать вопросов о ситуации с главным тренером сборной России Фабио Капелло. Но сам же в ходе разговора, пусть и косвенно, животрепещущую тему и затронул. В общем, не собеседник, а находка.

Как оцените уровень подготовки красноярских тренеров?

— Экзамены сдают красноярские и новосибирские тренеры. Подготовленность разная. Во время практической части экзамена тренеры на поле манежа показывали свои умения: руководить группой, планировать тренировочные занятия, подбирать упражнения, реализовывать их, добиваться эффективности. Была и теория. Имеются очень хорошо подготовленные специалисты и в том, и в другом аспекте. Есть лучше подкованные в практическом плане, хуже — в теории, и наоборот.

Считается, что детские тренеры — ахиллесова пята российского футбола.

— Я не скажу, что это ахиллесова пята, потому что в российском футболе много серьёзных проблем: начиная с инфраструктуры и заканчивая системой юношеских соревнований. Ситуация непростая. Очень сложно контролировать организацию тренировочного процесса юных игроков по всей стране. Мне удаётся раз в три-четыре года побывать во Владивостоке или в том же Красноярске. Все 83 территории не объездишь. Очевидно, тренеры не очень хорошо используют свои теоретические знания на практике. У нас огромная беда в том, что большинство наших тренеров заточено на сиюминутный результат. В том числе и их руководители. При этом не всегда удаётся убедить людей в обратном. В ведущих европейских странах этот вектор давно изменён. Он направлен на подготовку отдельно взятого футболиста, который будет конкурентоспособен на международной арене. У нас же постоянная конкуренция. Тренировка ради результата.

Примерно такими же мыслями делился голландец Берт Ван Линген, который работал в Российском футбольном союзе. Но его много критиковали.

— Голландских или других зарубежных специалистов критикуют за то, что они говорят одни вещи, а делают другие. Больше не будем касаться этой темы. Но они в своих странах не делают того, что делают в России. Многие иностранные специалисты, которые к нам приезжают, чудят. Россия для них — поле для экспериментов. В своих странах им это непозволительно.

Валерий Газзаев говорит, что российский футбол в глубоком кризисе. Достижений нет ни у сборных, ни у клубов. Согласны?

— Я не соглашусь с Валерием Георгиевичем в том, что у нас нет результатов. Всё зависит от подбора игроков. Если бы в наших клубах он был, как в “Баварии” или “Челси”, то и мы добивались бы успехов. Юношеские сборные сейчас, в принципе, играют удачно. Наша команда, составленная из ребят 1998 года рождения, вышла в финальную часть чемпионата мира. Ребята 1996 года рождения выиграли чемпионат Европы. У нас появляются молодые футболисты.

Вместе с тем я соглашусь, что российский футбол находится в неком системном кризисе. Многое не соответствует современным требованиям.

Мы на верном пути?

— Сложно сказать. У нас в России всегда есть большая сила инерции. Мы долго запрягаем, потом быстро начинаем бежать. Я думаю, что мы определили верный путь, но идём очень медленно.

Вы же против лимита на легионеров?

— Я высказываюсь за две парадоксальные вещи. Первое — надо отменить лимит на легионеров. Тогда наш чемпионат будет похожим на сербский, хорватский, шведский. Года через три сборная добьётся значительного прогресса, потому что зарплаты игроков снизятся, и лучшие футболисты будут уезжать за рубеж для участия в лучших чемпионатах. Второе — можно вообще запретить легионерам играть в России. Это, как скажут некоторые, порочный путь. Он может привести к повышению уровня сборной страны, но не российских клубов. И поэтому они яростно сопротивляются. Этот путь более перспективный, но менее реальный.

Подобных прецедентов нет ни в одной стране.

— Сейчас нет. Но в нашей стране был. У нас до определённого времени не играли легионеры. И сборная выходила в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Национальная команда котировалась очень высоко на международной арене.

За отмену лимита, кажется, выступает вся футбольная общественность. Что ж его не отменят, в конце концов?

— Есть позиция государства, есть позиция руководства российского спорта. Если в одном виде спорта отменить лимит на легионеров, то другие тоже захотят. Вопрос сложный, но его необходимо решать. Дальше уже может быть точка невозврата. Это выражение Валерия Георгиевича Газзаева (смеётся).

Вы утверждаете, что отечественные специалисты не хуже, чем иностранные. Уверен, Вы наверняка знаете, о чём говорите. Но верится в это с трудом.

— Я знаю, что методически наши тренеры ничуть не хуже, чем иностранные. Они могут работать на самом высоком уровне. Не хватает, в первую очередь, успехов наших клубов. За рубежом работают всегда успешные тренеры. Мы же, по большому счёту, считаем элитными специалистами человек 5—10, которые колесят из страны в страну.

И, естественно, мы не совсем подходим ментально: нет открытости и знания иностранного языка.

Проблема ещё и в восприятии России. Многие нас не любят. Надо признать, что в Европе мы нежеланные гости. Нас побаиваются. Мы можем занять рабочие места.

Хорошо. Назовите российских тренеров высокого уровня, которые могли бы успешно работать в сборной.

— Ну, их много. Я считаю, что сборной с большим успехом могли бы руководить Газзаев, Бердыев, Карпин, Слуцкий, Бородюк, Красножан, который был ярким явлением в нашем футболе, не работающий сейчас Кобелев, по харизме может и Черчесов. Возможно, я ещё кого-то не назвал. В России есть большая группа очень хорошо профессионально подготовленных тренеров.

Тем не менее у многих специалистов из вашего списка дела в последнее время не ладились.

— Такова жизнь. Наши руководители хвалят итальянскую школу тренеров. Но у них тоже не работают люди. Например, Спалетти, Пранделли. А некоторые из трудоустроенных итальянских тренеров показывают не те результаты, которых мы ожидали.

Вы — директор академии тренерского мастерства. Бывает, что смотрите на слушателя и думаете: “Вот из этого парня выйдет хороший тренер?”

— Я стараюсь на всех смотреть объективно. Но были такие начинающие тренеры, которым я говорил, что у них стартовая площадка лучше, чем у остальных. Это про игроков, имеющих за спиной большой практический опыт, богатую карьеру — выступления в премьер-лиге и сборной страны. Я говорил это Юрану, Аленичеву, Колыванову, Бородюку, Кобелеву, Черчесову. И все они заметны. Некоторым я говорил, что если им позволят спокойно работать, то их ждёт хорошее будущее. Например, Слуцкий. Назову ещё Николая Южанина, который живёт в Краснодаре. Он работал с “Кубанью”. Очень хорошо подготовленный специалист. Есть в первой лиге тренер Евдокимов, по которому давно плачет премьер-лига. Просто плачет.

А так, мы всегда говорим, что нет хороших или плохих тренеров. Есть наставники, способные руководить большими командами, а есть те, кто в силу каких-то изъянов в характере, менталитете, способны руководить командами первого, второго дивизионов или детско-юношеских спортивных школ. Но это не значит, что они хуже подготовлены в методическом плане. Я люблю приводить такой пример. По окончании обучения в институте у студентов одной группы жизнь складывается по-разному. Один, например, стал президентом РФС, а другой просто тренером. Но они же вместе учились. Значит, кому-то просто больше дано. Кто-то усерднее старается.

Во время обучения видно было, что нынешний тренер ЦСКА может успешно тренировать в большом клубе?

— Верил. У него очень большой потенциал. Слуцкий выделялся из группы манерой преподнесения информации, логикой, грамотностью изложения, что во многом некоторым тренерам мешает достичь определённого уровня. С точки зрения профессиональных знаний в его группе были не менее подготовленные специалисты. Но сумма всех слагаемых позволила пробиться ему на вершину российского футбола. Он работает достойно.

Какое впечатление оставляет главный тренер “Енисея” Алексей Ивахов?

— Он учится (смеется).

Способный ученик?

— Неспособных людей нет. Насколько велико желание учиться, а потом и самообразовываться, настолько велик шанс достичь определённых успехов. Если, конечно, будет понимающее руководство. Алексей пока учится. Впитывает всё, что есть. Посмотрим, как он дальше реализует это на практике. Мы в своей образовательной деятельности наделяем слушателей всеми знаниями и подходами, которые есть в современном футболе. Но свой истинный путь они должны определить сами. Вместе с тем в Ивахове я вижу некий стержень — он точно не бросит футбол. Пока так.

Как Вы отнеслись к переменам в Российском футбольном союзе и, в частности, к отставке её президента Николая Толстых?

— (После паузы) Как к данности. Она состоялась. Как тут относиться? (смеется).

Понимаю. Это хорошо для российского футбола или плохо?

— А сейчас никто и не скажет. Жизнь покажет. Были ошибки, были упущения. Об этом сам Николай Александрович Толстых говорил. Посмотрим, кто придёт его на его место.

Скоро в России чемпионат мира. Известный в прошлом футболист Сергей Юран считает, что наша сборная с большой долей вероятности не выйдет из группы. Хороших игроков, по его мнению, нет. А времени мало. Ситуация настолько критичная?

— Это же личное мнение Сергея. Когда он играл в сборной, мы тоже куда-то там не выходили. Хотя они считают, что были лучше нынешнего поколения. Я считаю, что у нас к 2018 году может быть сформирована достаточно сильная сборная. Если удастся сейчас определиться с российским тренером и дать ему возможность спокойно поработать, то к чемпионату мира мы получим боеспособную команду. Будут помогать родные стены, осознание, что за тобой страна, многомиллионная армия болельщиков. У нас есть футболисты, способные решить задачу выхода из группы.
Гор Георгян

© все права защищены, Редярск.Ру (www.redyarsk.ru)