Первый наставник
Текст: Андрей КОННОВ.
Источник: Городские новости / Стадион, Redyarsk.Ru
Фото: Евгений КУЗНЕЦОВ.
5 мая 2009 года | Прочтений: 5525
Сергей Арсеньевич Егоршин родился 1 мая 1949 года в Красноярске. Широко известный в регионе и далеко за его пределами детский футбольный тренер, подготовивший в разные годы для команд мастеров ряд игроков основного состава Председатель комитета детского и юношеского футбола Межрегиональной общественной организации “Сибирь” (Союз футбольных федераций СФО). Отличник физической культуры РФ (был награжден соответствующим знаком в 1999 г.)
— Им я начал заниматься в восемь лет у одного из лучших тренеров Красноярска Константина Ивановича Зыкова — в команде “Металлист”, где прошел все детские и юношеские команды, а затем начал выступать на краевых соревнованиях. Но уже в 24 года стал сам тренировать, параллельно играя. В то время в команде “Авангард” нас выступало три родных брата.
— Как вышло, что вы стали тренером в столь нежном для наставника возрасте?
— Мне всегда нравилось показывать другим ребятам новые элементы игры, а затем видеть результат. Со временем это доставляло все больше удовольствия, и вопрос выбора профессии в жизни решился сам собой.
— Почему выбрали именно футбол?
— Вся моя семья занималась в той или иной мере спортом. Отец проработал в этой области около полувека, оба старших брата играли летом в футбол, зимой в хоккей. И я зимой практиковался в хоккейной школе “Енисея”, а летом выступал на футбольных турнирах. Параллельно в школе занимался конькобежным спортом, атлетической гимнастикой, боксом, играл в настольный теннис, шахматы, участвовал в велопробегах. Одно время работал тренером по волейболу. Затем, в армейские годы, играл в хоккей с шайбой, баскетбол и ручной мяч. Но футбол всегда оставался на первом месте, и так по жизни до сих пор.
— Кем вы мечтали стать в детстве?
— Выбирал между двумя профессиями — следователем и тренером. Но все-таки сделал выбор в пользу спорта.
— Не жалеете?
— Это работа, на которую я хожу с удовольствием.
— Помимо тренерской деятельности, вы много лет работали в федерациях футбола города и края — не хватало нагрузки?
— Да, я занимал должности зампредседателя федерации, председателя тренерского совета краевой и городской федераций футбола, много лет посвятил общественной работе. В 1997 году был назначен тренером юношеских сборных команд Сибири. Также занимаюсь проведением учебных курсов для тренерско-преподавательского состава в Сибирском федеральном округе под руководством Российского футбольного союза. Призвание, наверное.
— Ваши тренерские уроки помнят немало одаренных игроков. Можете выделить кого-то особенно?
— Их много. Сразу могу назвать Екимова Игоря, много лет на хорошем уровне игравшего в команде мастеров, Владимира Евтушенко, ныне занимающего пост президента федерации футбола Сибири, Вадима Филиппова, поигравшего в юношеской сборной России. Также отлично помню Олега Вильчевского, Юрия Солодкова, Вадима Богданова, Раивля Насретдинова, Евгения Алексеева, Евгения Качана... Все они играли или играют до сих пор в командах мастеров.
— А есть ли какая-либо команда, запомнившаяся на всю жизнь?
— Таковых три. Очень сильный коллектив подобрался из ребят 1964 года рождения, занимавший высокие места на спартакиаде школьников России. Также команды 1975-го и 1978 годов рождения, выигрывавшие призовые места на российских соревнованиях, а однажды ставшие обладателем Кубка страны. Команда 1978 года была второй в России по мини-футболу в начале 90-х годов.
— Это все успехи, а запоминающиеся ляпы у ваших воспитанников случались?
— Было много нелепых автоголов, ошибок вратарей. Помню, один вратарь поймал мяч в борьбе с нападающим в позиции одна рука впереди ног, другая сзади, а мяч между ног. И долго боялся его перехватить, так как нападающий был рядом. Много курьезных ошибок судей было. Например, когда удар приходится в штангу, а судья засчитывает гол и мотивирует это тем, что мяч вылетел обратно — потому что сетка была очень сильно натянута.
— Нынешнее состояние взрослого футбола в регионе как оцените?
— Это сложный вопрос. Я вижу проблему в отъезде наших талантливых ребят в другие клубы. С другой стороны, приезжие тренеры отмечают, что класс наших ребят, не проходящих в команду мастеров, оказывается зачастую выше уровня приезжих игроков. Вообще я против приглашения тренеров из других городов, так как, считаю, у них нет и не может быть чувства патриотизма к нашему городу.
— Вечный вопрос красноярского футбольного болельщика: “Металлург” будет когда-нибудь играть в высшей лиге?
— Об этом можно мечтать, но в нашем городе еще предстоит создать соответствующую инфраструктуру. Нужна система, реально работающая пирамида красноярского футбола — от детских команд до команды мастеров. Пока этого у нас нет.
— Ваше самое большое достижение как тренера…
— В начале 90-х годов мы три года подряд занимали вторые места на российских соревнованиях. Около 25 ребят, прошедших через собираемые мною сборные команды Сибири, сейчас играют в командах российской премьер-лиги. Среди них — Кудряшов, Баляйкин, Гранат, Харитонов. Сборная команда 1987 года рождения выиграла первенство страны среди регионов, а команда 1985 года была третьей. Эта же команда стала пятой на международных юношеских играх в Москве.
— В детском футболе те же беды, что и у взрослых?
— Первейшая проблема — это условия для тренировочных занятий. Не имеем зимней базы, экипировки. На соревнования зачастую приходится ездить за родительский счет. Все это, конечно, мешает в работе. И еще, я бы сказал, туго с тренерскими кадрами. Мое мнение: тренер — это не должность, а призвание. А этому принципу соответствуют у нас не все.
— У вас есть футбольная мечта?
— Хотелось бы, чтобы “Металлург” все-таки попал в высшую лигу, чтобы молодежные команды занимали достойные места на российских соревнованиях и чтобы с детьми работали грамотные специалисты, Тренеры с большой буквы.
— Вы сами говорите, что у нас среди молодежи есть талантливые ребята, проявляющие себя довольно высоко в детских и юношеских турнирах, но почему до команд мастеров из них добираются единицы?
— Много хороших футболистов не бывает в принципе. У каждого есть сильные и слабые стороны. Если хотя бы несколько юношей в год передавать в команду мастеров, это очень хороший показатель. Многие на моей памяти заканчивали как игроки далеко не по футбольным причинам. Кого-то жизненный путь сбивал с футбольной дороги, кого-то недостаточная психологическая устойчивость, кого-то тренер ставил не на ту позицию, и человек, не раскрывшись, заканчивал. И обратный пример, как прорвались наверх, — Олег Романцев с Александром Тархановым. Талант, помноженный на ряд удачно сложившихся факторов, довел этих людей до сборной Союза.
— Помню, что в 1995 году вы в составе делегации женской команды “Сибирячка” были участником тура по США и много потом о поездке рассказывали. До сих пор те события вызывают у вас столько положительных эмоций?
— В тот год мы стали бронзовыми призерами чемпионата России. И после завершения первенства совершили переезд за океан на серию товарищеских матчей. Очень запомнилось наличие великолепных полей. Бросилась в глаза массовость женского футбола в Америке. Три миллиона девушек занимаются этим видом спорта, 3500 зарегистрированных команд — эти цифры выглядели просто невероятно! Всего мы сыграли 12 игр в течение 20 дней, из которых одержали 11 побед и лишь последний матч уступили со счетом 2:3. На каждый матч собиралась приличная зрительская аудитория, все было в лучших традициях жанра. Впечатления остались самые положительные.
— Раз уж заговорили о женском футболе: до сих пор есть много сторонников и противников этого вида. Как вы думаете, он имеет право на жизнь?
— Однозначно имеет. Давно уже существует женский волейбол, баскетбол, гандбол, хоккей с шайбой. При должной тренированности футбол — менее травмоопасный вид спорта. За время моей работы в женском футболе не было ни одного перелома ноги. Ушибы и мелкие ссадины здесь не в счет. Поэтому я считаю высокомерное отношение мужского футбола к женскому несправедливым.
— А что касается “Сибирячки”, блиставшей в середине 90-х годов, но затем утратившей свои позиции, — возрождение команды возможно?
— Для этого нужны люди, которые бы вложили приличные средства в женский футбол. И государство должно повернуться к пока малопопулярным видам лицом. Ведь спорт отвлекает молодежь от улицы и наркотиков. “Сибирячку”, конечно, нужно возрождать. Подрастает много талантливых девочек, которые занимают призовые места на детских всероссийских соревнованиях. Через год-два они смогут достойно выступать уже на взрослом уровне. И в этом направлении однозначно нужно двигаться. Но, повторюсь, нужны серьезные инвестиции.
— Бывает, что вы устаете от футбола?
— Когда работаешь во многих направлениях футбола, практически не остается свободного времени. Поэтому я научился отдыхать в моменты, “пока идет длинная передача, метров на 40”, — когда находимся в пути на соревнования. А после успехов силы утраиваются. Хочется работать не останавливаясь.
— За другими видами спорта следите?
— Нравится организация соревнований по биатлону, не прочь посмотреть финальные игры НБА и НХЛ, нашей КХЛ, то есть матчи, где есть борьба, накал страстей. Сказал бы так: люблю все виды спорта в высочайшем исполнении.
— Когда смотрите матчи с участием российской сборной, воспринимаете их больше с точки зрения болельщика или специалиста?
— Любые соревнования стараюсь смотреть с профессиональной точки зрения, будь то футбол или любой иной вид спорта. Стараюсь анализировать решения тренеров, примечать что-то важное для себя.
— Кого считаете самым перспективным игроком нашего чемпионата и сборной России?
— Вагнера Лав и Алана Дзагоева. Раньше выделялись Билялетдинов и Сычев, но сейчас у обоих уже прилично затянувшийся спад.
— Чем занимаетесь в свободное от футбола время?
— Футболом.
— А хобби вне его есть?
— Иногда хожу в театр. В молодости любил активный отдых, в походы ходить. Люблю играть на гитаре, с людьми общаться, хотя опять же в основном все разговоры сводятся к футболу.
Комментарии (1)
НИЗКИЙ поклон таким людям!!! Когда такие есть люди - футбол будет жить ВЕЧНО!!!