Александр Кишиневский: "Сейчас я очень счастлив, но почивать на лаврах некогда"
С Александром Кишиневским мы встретились за несколько дней до завершающего матча сезона с прокопьевским "Шахтером". Задача на сезон была выполнена, и Александр Анатольевич находился в приподнятом настроении. Потому и разговор получился откровенным
- Александр Анатольевич, футбольный сезон 2005 года уже почти завершен (осталось лишь принять участие в Кубке ПФЛ, чтобы определить абсолютного чемпиона второго дивизиона). Какие чувства Вас переполняют?
- Я очень счастлив! Мне, как тренеру, команде и всему нашему клубу удалось занять утраченные позиции, которые были высоки еще недавно. Понадобилось четыре года, чтобы всем нам удалось испытать чувство радости и гордости за красноярский футбол. Мы вышли на более качественный уровень во всех отношениях, во всех моментах футбольного хозяйства. Начинания от отношения каждого футболиста к тренировкам и повышения ответственности и качества работы каждого сотрудника футбольного клуба "Металлург". Но сегодня почивать на лаврах некогда. Надо уже думать о завтрашнем дне. Чтобы не случилось фиаско, которое произошло при мне в 1996 году. Правда, сейчас есть два положительных фактора, на которые я надеюсь в следующем году. Во-первых, приобретенный мной опыт. Во-вторых, сейчас я чувствую себя намного увереннее, чем десять лет назад. И, конечно, если проведем аналогии с классными тренерами, то ни один из них не шел работать в команду, которая бы не соответствовала по своим финансовым возможностям, чтобы не уронить свое имя. Поэтому хотелось, чтобы в будущем сезоне все моменты нашего футбольного хозяйства сработали, и мы закрепились на более высоком уровне.
- Можете сравнить команды образца 1995 и 2005 годов?
- Для меня обе команды – частицы моей души. Обе дороги. И обоим предшествовали определенные аналогии. И в 1994, и в 2004 годах мы занимали четвертые места, а в следующих сезонах становились победителями. Если сравнивать по линиям, то первая команда была более опытная, в ней были повидавшие много игроки – Момотов, Бакшеев. Тот же Алексеев своим энергетическим запалом мог завести всю команду.
И все же я считаю, что преимущество – за нынешней командой. Она более молодая, здесь есть ряд игроков, которые видят себя в более сильных клубах и мечтают совершенствоваться. И не только играющие в основе, но и которые стоят на пороге – Базанов, Булановский, Гришин.
Еще сходство команд – сплоченность коллектива. Примечательно, что и в 1995 и в этом году нас не называли самой сильной командой. Всегда были достойные соперники. И я до сих пор считаю, что в этом году в нашей зоне было 5-6 крепких команд. Но победили мы. Потому что были сплоченным коллективом, который выходил на каждый матч, как на последний. И бился, не жалея сил, даже тогда, когда ситуация усугубилась тем, что конкуренты начали стимулировать наших соперников. Особенно это было заметно в последних матчах. Но команда вырывала игры, что называется, "на зубах". Поэтому этот успех важен вдвойне. И команду нужно обязательно сохранять. И не только тренеру, но и всем дорожить командой.
- Вы чего-то боитесь?
- Возникают опасения, что нынешний коллектив, не дай Бог, распадется, как это произошло в 1996 году. Тогда команда развалилась очень быстро, причем по независящим от тренера обстоятельствам. Появились проблемы, и контакт между игроками и тренером был утерян. А когда контакта нет, о результате на какое-то время начинают забывать. Поэтому, откровенно говоря, этого сильно опасаюсь. Не всегда бывает, что все можешь. Я знаю, чего стоит каждый матч. Каждый игрок настраивается на игру. То же самое приходится делать и мне. У меня в день матча целый комплекс мероприятий. Для того чтобы и себя завести, и передать эту энергию игрокам. Пускай не думают, что все так просто. Легко удается.
- Лучшим футболистом "Металлурга" в нынешнем сезоне считает Гончарова?
- Сложно кого-либо выделять. У нас постоянно находилась "палочка-выручалочка" и, что самое интересное, это были разные футболисты. Скажем, с "Кузбассом" результат сделал Комков, заработав пенальти. С Братском – Гончаров, со "Сменой" – Машуков. Большую работу делал Семакин. Не всегда у него все получалось, но выполняемый им на поле объем работы просто потрясает. Что же касается Гончарова... (задумывается) Конечно, он забил больше всех, и голы его часто были решающие. Да, конечно, он – лучший, и этим все сказано. Но в его успехе есть и огромная часть работы всей команды. Вообще, задатки хорошего футболиста в Гончарове я увидел, когда он был совсем юный. Работая в Кирове, пригласил его в "Динамо-Машиностроитель". Но направление в то время в Кирове было на своих воспитанников, и каждый приезжий воспринимался в штыки. И, слава Богу. Предвидя, что Стас может вырасти в хорошего игрока, а потом может получиться так, что его придется выкупать, я отправил Стаса в Красноярск, сказав, что в "Металлург" он попадет безусловно. Так и вышло.
- А в зоне "Восток" кого бы выделили?
- По перспективам, по желанию мне понравился Щербаков из барнаульского "Динамо". Может, я не все матчи видел с его участием, но то, что он показал в играх с нами, учитывая его молодой возраст, впечатлило. Еще неплохо выглядели динамовский защитник Мадилов и нападающий Звагольский из "Иртыша". Остальные все игроки – наши.
- На послематчевых пресс-конференциях Вы всегда стараетесь уйти от обсуждения темы судейства. И все же…
- В этом сезоне не было откровенно хулиганских выходок, какие позволяли себе некоторые арбитры в прошлом сезоне. Особенно в матчах в Благовещенске и дома с барнаульским "Динамо", когда нам совершенно необоснованно назначались пенальти. Думаю, и игра нашей команды, и авторитет руководителя нашего клуба не позволяли арбитрам применять в этом году какие-то "запрещенные приемы". В целом судейство было нормальным.
- Ваш сын стал футбольным арбитром, судит матчи первенства России в зоне "Восток"…
- У Евгения не совсем сложилась карьера футболиста, но любовь к футболу взяла свое. Он стал арбитром. И, на мой взгляд, неплохо судит. Когда приезжает с выезда, мы с ним обсуждаем игры. В первую очередь, конечно, меня интересует информация о соперниках, кто из игроков и как выглядит. А во-вторых – я ему всегда пытаюсь внушить, что он должен понимать психологию футболистов и болельщиков. И не должен портить матч. Думаю, в этом году у него не было особых казусов. Просто старается судить честно. Особых симпатий к какой-то команде не испытывает. Дай Бог, чтобы и дальше так продолжалось.
- Вы когда-нибудь пожалели, что всю жизнь посвятили футболу?
- Никогда. Если бы жизнь начал заново, то все бы повторил. Но единственное – если б молодость знала, а старость могла – то некоторые вещи делал бы несколько иначе. Нехватка опыта сначала как у игрока, потом как у тренера очень мешала. Надо было видимо набить много шишек, чтобы появились сегодняшние успехи.
- Разве за эти годы Вам не надоела "кочевая" жизнь?
- Считаю, что одним из важных моментов, который также сыграл ключевую роль в результате команды, это мое возвращение в Красноярск. Семь лет меня не было в городе. Работая в Ижевске, Назарове, Абакане, очень редко был дома. Потом три года в Кирове, когда уезжал из дома 10 января, а приезжал 1 ноября. Это сильно бьет по психологическому состоянию. Практически это "морфлот". Сначала все было хорошо, а потом чисто физиологически плохо. И я решил вернуться домой. Само появление в Красноярске придало мне моральных сил. Я воодушевился работой. Работа в родном городе доставляет мне истинное удовольствие. Здесь все родное. Команда, стадион, где я делал первые шаги как футболист. Поэтому временные отъезды из дома на сборы и игры мною воспринимаются сейчас менее сложно.
- Как Вы отдыхаете от футбола?
- Отдыхать-то особо и некогда. У нас выходных – раз-два и обчелся... Просто стараюсь использовать любую ежедневную возможность для восстановления. Выражается это в прогулках с собакой. Мы с ней каждый день "наматываем" по несколько километров на острове Татышева. А в целом, конечно, хотелось бы больше посещать концерты, сходить в театр, общаться с живой природой. К сожалению, в этом году уже не получится. Иногда отвлекаться от футбола просто необходимо. Приведу один пример. Перед выездом в Ленинск-Кузнецкий всей командой мы сходили на концерт. Ребята разрядились психологически, и мы удачно провели решающую игру. Пусть мелочь, но все же думаю, что она оказала на команду положительное влияние.
- Раз уж речь зашла о собаке, то, говорят, Вы ее надрессировали работать с мячом и кличку дали футбольную...
- Тут дело не в дрессировке. Стечение обстоятельств. Когда мы с семьей приобрели полуторамесячного щенка и принесли домой, то первая игрушка, которую я предложил, был футбольный мяч. Когда он увидел мяч, издал довольный "рык" и сразу получил кличку "Гигз". Это было как раз под впечатлением от игры сборной России с Уэльсом. Может это неправильно по отношению к футболисту, но уж так получилось. Вообще-то для всех он Гися, и только я один зову его Гигз.
- В своей жизни Вы наверняка получали много подарков. Какой самый запоминающийся?
- Я бы не сказал, что получал много подарков. Да и не стремился к этому. Наверное, самый ценный подарок был от мэра города Кирова. За хорошую игру команды он подарил мне бесценный, можно сказать, подарок – квартиру. Подарок был очень неожиданный и, естественно, приятный.
- Кто был кумиром Вашего детства?
- Здесь, конечно, надо говорить, прежде всего, о футболистах. В школе вся моя парта была изрисована фрагментами футбольных игр, футбольными мячами. Да и не только парты. Рисовал везде, где только можно было что-то нарисовать. В детстве ходил в художественный кружок, способности к рисованию были. Только с 1967 года мы смогли созерцать игры по телевидению, когда в Красноярске начались трансляции телеканала "Орбита". Именно тогда я и увидел впервые игру футбольных звезд. До этого был журнал "Спортивные игры" и газета "Советский спорт". Мама у меня была тренером по гимнастике, отец работал на кафедре физвоспитания пединститута, поэтому выписывали спортивные издания. Первые кумиры были по фотографиям – Стрельцов, Маношин. А когда появился телевизор, сразу понравился Мунтян. Хотел быть похожим на него. Ну, а когда увидел бразильцев, вопрос о кумире был снят окончательно. Мне понравился Ривелино. Он очень хорошо играл левой ногой, с хорошим ударом, обладал высокой техникой.
- Ваше мнение относительно тренера сборной России Юрия Семина. Может быть национальной сборной нужен иностранный специалист?
- Год назад на одном из телеканалов меня спрашивали, кто должен возглавить сборную России. Тогда под впечатлением победы "Локомотива" в чемпионате России я назвал кандидатуру Юрия Семина и опередил события. И сегодня считаю Семина одним из лучших российских тренеров. А из иностранцев мне больше всего нравятся Рехагель и Хиддинк.
- Скоро Вы уезжаете на учебу тренеров в Москву. Что она Вам даст?
- Любое, даже однодневное общение с любым тренером дает положительное. В прошлом году мы жили в Турции вместе с тренером из тамбовского "Спартака" Ковылиным. Очень много он рассказывал про Сычева, Жиркова. Именно он передал их в команды Премьер-лиги. А мне подсказал определенную методику подготовки к играм команды ЦСКА, которую мы использовали в этом году. Если говорить о стажировке, которую я себе сам устроил в "Аяксе" в прошлом году, то там я почерпнул очень много бесценной информации. И в области патриотических моментов особенно. Например, когда новый игрок приходит в "Аякс", его сразу же ведут в музей клуба, где очень подробно рассказывают историю "Аякса". В музее есть и дневник, который вел знаменитый Ван Бастен. В "Металлурге" я тоже стараюсь донести до игроков патриотические моменты. И то, что в графе "поражения" у нас стоит "двойка" (а могло поражений и вообще не быть, если бы не некоторые ошибки), безусловно, помогла учеба. В нашей группе сейчас учится много знаменитых в прошлом игроков – Юран, Самохин, Ноздрин... Надо просто радоваться такому общению. И в дальнейшем это принесет определенные плоды. Тем более что в декабре предстоит стажировка в испанском "Реале-Сосьедад".
- Вы считаете себя импульсивным тренером?
- Наверное, я эмоциональный человек. Но над собой работаю. И эмоции отодвинуты на второй план, потому что они мешают профессионально работать. Надо быть спокойным и рассудительным, чтобы произвести, к примеру, правильную замену. Как только распустишься и дашь эмоциям вырваться наружу, то уже ничего не соображаешь. На сегодняшний день я за свою эмоциональность не опасаюсь.
- У бровки поля Вас тоже почти никогда не видно...
- Видимо, я достаточно громко подсказываю со скамейки (смеется). У каждого тренера своя манера. И я не хочу под кого-то подстраиваться. Лишний раз бегать и надоедать игрокам – не в моих правилах. Тем более что у нас перед игрой проводится две установки. Одна проводится отдельно по звеньям. Конечно, бывают игры, когда я стою ближе к бровке, особенно на везде. Дома же, на Центральном стадионе, игроки меня прекрасно слышат. Тот же Чепчугов, к примеру, делает вид, что не слышит и отворачивается. Но я-то вижу, что он все понял.
- У спортсменов врачи команды всегда в авторитете. А у тренеров?
- Работая в любом клубе, врача считал одним из основных действующих лиц предстоящего матча. При определении состава на игру – это человек номер один. В Кирове у нас была компьютерная программа, и если у меня были вопросы, кого из трех игроков ставить в состав, то врач делал тест, и окончательное слово в большинстве случаев было за ним. В Красноярске у нас тоже проводится ежедневный текущий контроль за состоянием игроков. Хотя... есть некоторые интуитивные моменты, когда доктор говорит одно, а я делаю наоборот. И во многих случаях это приносит результат. Это тоже своеобразный метод, посидеть, поспорить. В Иркутске мне доктор сказал: "Если хочешь проиграть, ставь такого-то игрока" (смеется). На что я ответил: "Я его поставлю, и мы выиграем". И прав оказался я. В спорах рождается истина.
- Ваш любимый автомобиль?
- Тот, на котором я езжу – "Тойота-Королла".
- А работники ГИБДД Вас часто узнают?
- Бывает, что и узнают. Но в последнее время я практически не нарушаю правила. А если вспомнить более ранний эпизод... Будучи игроком кемеровского "Кузбасса", приехал в Красноярск на своем автомобиле и в первый же день попал в аварию – меня ударил самосвал. Во время разбора инцидента я пообещал инспектору подарить футбольный мяч. Но в силу занятости забыл про свое обещание. А через два года тот сотрудник меня остановил и строго наказал за это (смеется)
- Ваше любимое блюдо?
- Вареный картофель и малосольная красная рыба – кета или горбуша.
- А сами готовить умеете?
- К сожалению, только яичницу.
- Какую музыку предпочитаете?
- Любимая группа у меня всегда была "Bee Gees". Ее музыку я начал слушать в конце 70-х годов и слушаю по сей день. Только новый альбом, к сожалению, не могут выпустить. Может, уже распались. Не владею информацией. Из направлений мне более импонирует "диско". А недавно потянуло на хорошую классическую музыку.
- Вы считаете себя счастливым человеком?
- Безусловно. Тем более – сейчас. Спасибо судьбе, что так случилось. Как говорят, вслух про Бога не говори...
- А Вы верите в Бога?
- Да. И не буду этого скрывать. Стараюсь верить. К сожалению, не всегда удается соблюдать все заповеди, потому что работа такая. Но, наверное, десять заповедей для того и существуют, чтобы стремиться их соблюдать. Пускай на сорок-пятьдесят процентов. Если бы заповедей не было, какое отношение было бы к жизни? Все отношения я стараюсь рассматривать благожелательно к любому человеку. Чужую точку зрения надо уважать. Если человек настаивает на своем, то заставляет задумываться. И на это надо правильно реагировать.
- Чего бы Вам еще хотелось добиться в футболе?
- Сначала нам нужно покорить следующую ступень – закрепиться в первом дивизионе. Будем стараться это сделать. А когда сделаем, будем говорить о следующих моментах. Просто есть несколько ступеней, которые хотелось бы взять. И чем быстрее, тем лучше.
Беседовал Эдуард Драган
Комментарии (0)