Вадим Белохонов: "Все забитые голы для меня одинаково дороги"
Для футбольного Красноярска Вадим Белохонов фигура культовая. Практически вся история выступлений "Металлурга" в чемпионатах России неразрывно связана с этим игроком
Исключение составил лишь период с 2001 по прошлый год, когда Вадим находился в составах "Томи" и "Орла". Лучший бомбардир своего родного клуба на минувшей неделе стал самым результативным футболистом в истории красноярского футбола, забив 92-й гол в чемпионатах страны и обойдя другую легенду с берегов Енисея - Юрия Сипкина. Более подходящий повод для интервью придумать сложно. Однако первая попытка поговорить с форвардом красно-синих была предпринята еще до старта турнира в зоне "Восток", во время пребывания "Металлурга" на предсезонных сборах в Дагомысе. И позже ваш корреспондент пытался осуществить задуманное, но в силу ряда обстоятельств это не получалось - и вот, наконец, беседа состоялась.
ЛИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕ В СЧЕТ
- Вадим, прежде всего, примите поздравления с рекордным результатом! Что чувствует человек, достигший столь высокого показателя?
- Спасибо большое! Свои рекордные показатели я на первое место не ставлю. Для меня самое главное, чтобы команда побеждала. А то, что я стал лучшим бомбардиром, думаю, что когда-то придет еще другой футболист, и рекорд этот будет побит.
- Но в ваших силах усложнить задачу своему "преемнику". Как вы относитесь к тому, чтобы уже в этом сезоне достичь гроссмейстерского результата в сто голов?
- Не знаю, как получится, загадывать не буду. Конечно, приятно, когда забиваешь какую-то определенную круглую цифру. Хотелось бы, конечно, добиться такого показателя.
- Счет своим голам вели?
- Нет, я в принципе не считал. Начал уже обращать внимание на этот момент, когда шел спор за рекорд. Естественно, когда забиваешь такое количество голов, становится интересно, что будет дальше.
- Самый памятный гол есть?
- Вы знаете, нет. Потому что еще хочу забить его. У меня, может, были красивые голы, но хотелось бы еще красивее забить. А вообще, все забитые голы для меня одинаково дороги.
УСПЕШНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ "МЕТАЛЛУРГА" - ЗАСЛУГА КИШИНЕВСКОГО
- В чем вы видите залог столь успешного выступления "Металлурга" в нынешнем чемпионате?
- Думаю, что основная причина состоит в том, что в команду вернулся Кишиневский. Его высокая квалификация бесспорна, он ставит нам игру, которая позволяет добиваться высоких результатов. То есть чувствуется хорошая тренерская рука. Плюс повлиял подбор игроков определенной направленности и уровня. Не все играют, кто был в прошлом году, - сейчас состав на 50% изменился. В итоге мы показываем более солидную игру - и результат не заставил себя ждать. Уже какой-то рисунок у команды вырисовывается.
- По первым матчам произвели впечатление отличные физические кондиции игроков вашей команды.
- Во время предсезонки с нами работал специалист по легкой атлетике Носов, и очень много внимания уделялось как раз общефизической подготовке. Мы немало бегали, занимались и в тренажерном зале, и в легкоатлетическом манеже.
- Перед вами стоит задача попасть в тройку, однако уже сейчас видно, что и первое место "Металлургу" вполне по силам.
- Судя по тому, как настроены наши руководители, у нас сейчас стоит задача просто выходить и в каждой игре стараться показывать качественный футбол и добиваться определенного результата. То есть брать очки. А как получится - наше руководство четко сформулированных целей не ставит. Конечно, есть задача попасть в тройку, а о том, какое в итоге место мы должны занять, пока никто не говорит.
- Вы являетесь наиболее опытным игроком и капитаном команды. Не сложно ли вам исполнять лидерские функции в столь молодом коллективе?
- Ничего особо сложного тут нет, ребята все с пониманием относятся и стараются выкладываться на тренировках и в играх. У нас специально подобраны ребята, которые хотят чего-то добиться в футболе, поэтому проблем никаких здесь нет.
- Насколько благоприятна обстановка внутри команды - имеются в виду отношения между футболистами?
- Обстановка у нас нормальная, рабочая. Ребята общаются между собой, в принципе разницы большой в возрасте между ними нет. У нас всего три-четыре футболиста, у которых возраст около тридцати лет. Остальные все молодые. Они тянутся, смотрят на более старших.
- Из всех соперников, с которыми вы встречались в этом чемпионате, кто наиболее сложным оказался?
- По накалу и по игре сложнее всего было с Благовещенском. Правда, мы не показали тогда нашей лучшей игры. А так - понравились Иркутск и Барнаул - хорошие команды. Они на равных с нами играли.
- В этом сезоне вас нередко отодвигают в центр поля. Как вам играется на позиции полузащитника?
- С Иркутском была ситуация вынужденная, и я еще удачно сыграл в средней линии. А вот с Благовещенском я изначально вышел на позиции "под нападающим" и плохо играл, и Кишиневский вернул меня в атаку. А вообще, в нападении и на краю полузащиты я более комфортно себя чувствую.
- До этого вам часто приходилось менять амплуа?
- Да. Еще в прошлом сезоне в Орле я полгода играл крайнего полузащитника. Когда же был в Томске, играл исключительно в нападении.
НАЧИНАЛ КРАЙНИМ ЗАЩИТНИКОМ
- Расскажите, как стали профессиональным футболистом.
- Это было в 93-м году, я в этот момент находился в армии. Приехал в Красноярск на турнир по мини-футболу, за часть тогда играл в Минусинске. Кишиневский тогда также был главным тренером "Металлурга", я ему приглянулся, и он пригласил меня в команду.
- В армии в спортроте служили?
- Сначала это была не спортрота. Просто у нас командир был большим любителем футбола и старался постепенно организовать команду. Ну а потом она стала уже как спортрота, туда специально стали приглашать футболистов. Хорошая у нас команда была, выступала в первой лиге мини-футбола. Там со стороны "Металлурга" старались базу сделать, чтобы его игроки могли проходить службу в Минусинске, а потом возвращались и играли в Красноярске. Мне посчастливилось, что я так попал в армию и оттуда в "Металлург". Как я уже говорил, это был 93-й год, тогда было три зоны в первой лиге, а наша команда выступала в восточной, и в этот момент я и начал играть.
- Дебют на высоком уровне помните?
- Мы играли на выезде в Чите, и я вышел тогда где-то минут на пять. Мы проиграли в том матче, а я даже мяча не коснулся. Но я почувствовал тогда атмосферу настоящей игры.
- А когда удалось по-настоящему стать игроком основы?
- После Читы я стал выходить уже в домашних матчах в основе. Но сначала меня Кишиневский ставил на позицию крайнего защитника. И весь сезон я на ней и отыграл, в основе, кстати, регулярно выходил. Потом, в 94-м, меня перевели в нападение, тогда, правда, мы играли уже во второй лиге. Я начал регулярно забивать и наколотил за сезон 21 гол. И Кишиневский потом говорил, что зря меня держал в защите.
В ТОМСКЕ МНЕ НЕ ДОВЕРЯЛИ
- В 98-м "Металлург" в очередной раз вернулся в первый дивизион, правда, уже под руководством Иштвана Секеча. Тогда многим запомнилась ваша интересная турнирная борьба с "Чкаловцем".
- В тот момент у нас было на очень хорошем уровне финансирование клуба. Нам помогал Анатолий Быков, президент клуба Сергей Блинов. И в то время у нас появился квалифицированный специалист Секеч. Он подобрал хороших ребят, и игра у нас пошла. Все это и помогло нам тогда выйти. С "Чкаловцем" у нас на самом деле шла очень упорная борьба до последнего тура - новосибирцы играли в нем на выезде и сыграли вничью. А мы выиграли у "Кузбасса" и на одно очко обошли конкурента.
- В отличие от 96-го года вам удалось тогда удержаться в первом дивизионе. За счет чего?
- Тогда у нас были очень сильные эмоции оттого, что мы вышли в первую лигу - и именно на них нам и удалось удержаться там. Хотя и финансовый вопрос тоже сыграл свою роль. Ребята сильно хотели добиться хоть какого-то результата. А в том сезоне у нас стояла задача остаться в первой лиге, и мы ее выполнили.
- Вы в разные годы выступали во втором по значимости турнире страны. Насколько сильно менялся его уровень?
- Сейчас уровень первой лиги, мне кажется, немного подрос за счет того, что ребята, которые могут играть в "вышке", в силу разных причин переходят в команды первого дивизиона. Тут, мне кажется, большую роль играют легионеры, которых в последние годы много стало в премьер-лиге. А так - по большому счету во все годы в первом дивизионе было сложно играть, и потенциал большинства команд всегда был примерно на одном уровне.
- Расскажите о томском периоде вашей карьеры.
- Когда я только перешел в Томск, сразу получил травму, неудачно дебютировав там. В результате первый год сидел на скамейке, и, можно сказать, я его потерял, у меня был разрыв крестообразных связок. Сначала я сделал операцию в Томске - неудачно. Потом поехал в Германию и там только восстановился. Второй сезон в "Томи" я начал удачно: в первом круге забил четыре гола, сделал три или четыре голевых передачи, в общем, у меня были нормальные показатели. Но со стороны тренера присутствовало какое-то недоверие. В чем его причина - до сих пор не понимаю. Мне казалось, что я не хуже тех ребят, которые выходили в стартовом составе. Еще год я провел в Томске и решил уйти из команды, потому что понял: тренер на меня не рассчитывает. Второй круг в 2003-м я играл уже в "Орле", там мне доверяли, я регулярно выходил на поле. Все были довольны - и тренер, и я (Белохонов был признан лучшим полузащитником Кубка ПФЛ, разыгранном по окончании сезона среди лучших клубов второго дивизиона - прим. "СА").
- "Орел" стал вашим первым западным клубом. Какие-то изменения в менталитете игроков на западе страны заметили?
- Да. Допустим, что касается коллектива: в "Орле" нет такой слаженности, как в Томске или Красноярске. В Сибири ребята более дружные. А там как-то каждый сам по себе.
- Уровень зоны "Центр" высокий?
- Там уровень очень неплохой. Есть команд пять, которых по потенциалу можно сравнить с клубами первой лиги. Футбол там интересный, редко когда можно увидеть какой-то навал - все стараются играть зрелищно, изобретательно. Плюс в этой зоне немало мастеровитых игроков выступают, прошедших школу высшей лиги. Пусть они и в достаточно солидном возрасте находятся, но молодежь ведь смотрит на них, перенимает опыт. Кроме того, о высоком уровне "Центра" свидетельствует и выступление его представителей в первом дивизионе. Никто из них аутсайдером не стал, а Брянск вообще в группе лидеров одно время был.
- Почему ушли из "Орла", ведь сейчас бы вполне могли выступать рангом выше?
- Я ушел по семейным обстоятельствам. Еще год я там находился на контракте, но попросил главного тренера, чтобы он меня отпустил. У меня родился сын, и мы решили уехать домой - для нас было тяжело находиться в Орле. Чтобы перевезти туда семью, надо было окончательно там обосноваться и жить. Мне же было охота домой, в Красноярск.
МЕЧТА - ПОИГРАТЬ В ПРЕМЬЕР-ЛИГЕ
- Вам сейчас тридцать, возраст дает уже о себе знать?
- Нет, это большой роли не играет. Я и в Томске чувствовал себя хорошо, а во второй лиге даже где-то чуть полегче по темпу. А, в общем, чувствую себя нормально и никаких преград в игре со стороны возраста не ощущаю
- Были возможности заиграть на высшем российском уровне?
- Было предложение со стороны "Шинника", когда в 2000-м году Секеч меня одно время снова в защиту ставил. И меня заметил Побегалов - видимо, на его взгляд, я в обороне лучше смотрелся. Он рассматривал меня именно как защитника. Ярославцы тогда выходили в высшую лигу, и Побегалов говорил о больших перспективах. Но, правда, потом связь с ним прервалась. Также в середине 90-х вроде звали в "Ротор", но дальше разговоров дело не пошло.
- В перспективе дальнейшую свою карьеру связываете с Красноярском?
- Не знаю, как получится. Вообще, конечно, хотелось бы играть дома. Но у меня есть большая мечта: я всю жизнь мечтаю поиграть в высшей лиге. Очень хотелось бы, чтобы это случилось. Возможно, вместе с "Металлургом".
- В европейском футболе есть игроки, которые вам больше всего импонируют?
- В европейском футболе я сильно ни на кого не заглядываюсь, там немного по-другому играют. Мне просто нравятся иностранцы, которые играют у нас в стране. Олич мне симпатичен как нападающий. Еще Павлович нравится.
Леонид ЛЯШЕНКО
Региональный еженедельник "Спорт-Атака" №21, 02.06.2004
Комментарии (0)