Места хватит всем
Текст: Валентин ЮДИН.
Источник: СТАДИОН, Redyarsk.Ru
Фото: Евгений КУЗНЕЦОВ.
5 октября 2010 года | Прочтений: 6698
Некоторые итоги вояжа президента РФС Сергея Фурсенко в Сибирь и его высказывания, сделанные в ходе визита, корреспондент “СТАДИОНА” обсудил с директором футбольной СДЮСШОР “Рассвет” Красспорта Александром Гуциком и заместителем директора ДЮСШ-2 главного управления образования города Юрием Боевым.
Александр ГУЦИК:
— Я всегда был убежден, что если семья благополучная, то ребенок должен жить в семье. Спать в своей кровати, общаться со своими друзьями. Но я сам был инициатором того, чтобы способный мальчик из неблагополучной семьи, фамилию его называть не буду, уехал в спортинтернат “Футбольной академии” в Тольятти, и сейчас он уже резервист самарских “Крыльев Советов”. Но это был особый случай, когда дома парню семья помочь не могла, скорее наоборот. Выезжая на российские юношеские соревнования, все больше убеждаюсь в том, что получать первоначальное футбольное образование дети должны в своем городе. Особенно в таком, как Красноярск. Посмотрите, у нас уже положено несколько футбольных полей с искусственным покрытием: на стадионах “Рассвет”, “Здоровый мир”, “Металлург”, “Юность”… Зачем отрывать мальчишек от родной земли? В Омске завершено строительство манежа с полнометражным крытым футбольным полем. Подобное же спортсооружение скоро появится в Новосибирске. Большие планы в этом отношении и у нашего краевого министерства спорта, туризма и молодежной политики. И тренеры наши красноярские не хуже тех, что в Москве, Питере, Подмосковье. Повторюсь, я смотрю на российских соревнованиях на тех ребят, что собраны были со всей страны в спортинтернаты, и особого прогресса у них не замечаю. Хотя туда приглашались наиболее одаренные юноши со всей страны.
— Так, может быть, дешевле и продуктивнее было бы организовать серию тренировочных сборов для мальчишек в период каникул. Хотя бы летних. И приглашать на них футболистов со всего края?
А. Г.:
— Безусловно, надо искать пути для того, чтобы на современных базах, на синтетических полях, которые появляются в нашем городе во все большем количестве, были организованы тренировочные сборы, курсы — называйте это как хотите. Но надо найти средства, чтобы обеспечить ребят калорийным питанием, проживанием неподалеку от спортивной базы. И продумать программу для футболистов различных возрастов. Хорошо, если бы она предусматривала отправку сборных, хотя бы футболистов старших возрастов на турниры, спарринги с командами сибирского региона. И самое главное — найти источники финансирования подобной программы.
— Голландец Хенк ван Стее, возглавляющий сейчас футбольную академию питерского “Зенита”, пребывает в ужасе от системы детского футбола в России. В первую очередь он говорит о том, что мы все зациклены на результат и нашим тренерам платят деньги за победы, постоянно требуя от них медалей и кубков. Говорит ван Стее и об отсутствии четких законов о переходах юных. Голландец прав?
А. Г.:
— По поводу оплаты тренерского труда скажу, что я, как руководитель СДЮСШОР, имею право увеличить денежное вознаграждение тренера за качество его работы вплоть до пятидесяти процентов к его окладу. Достижение команды тренера важный, но не единственный критерий оценки его работы. Но я, как руководитель, к примеру, обязан учитывать и тот фактор, чтобы мои действия, мои критерии оценки работы были понятны всем. И тут от объективных показателей турнирных результатов, числа игроков, вошедших в сборные края, Сибири по тем или иным возрастам, далеко в сторону не уйдешь. А то, что нет системы защиты воспитанников спортшкол от разного рода “купцов”, то это правда. У нас из команды 1997 года рождения троих мальчиков, хорошо проявивших себя на финале российских соревнований, уже увозят из Красноярска.
— То есть пока все по-прежнему зависит целиком и полностью от решения родителей, а тренеры, спортшколы ничего сделать не в силах?
Юрий БОЕВ:
— Пока это именно так. Может быть, комитет РФС по юношескому футболу мог бы повлиять на ситуацию.
— Фурсенко заявил в Новосибирске, что РФС планирует “ввести ограничения на отъезд из российских регионов молодых талантливых футболистов до 18-летнего возраста”. С этой целью вводятся серьезные регламентные нормы. Как-то не очень убедительно звучит: “ввести ограничения” — не правда ли?
Ю. Б.:
— Необходима паспортизация. Но не на уровне федераций по видам спорта, нужен единый паспорт спортсмена на всю его жизнь. Как трудовая книжка. И нужен закон прямого действия о переходах.
— Система, которую предлагает Фурсенко для тех ребят, кто с ходу не пробился в профессиональные футбольные клубы (ПФЛ): от детских спортшкол к студенческим лигам и из них — в клубы ПФЛ. Это шаг в правильном направлении?
Ю. Б.:
— Главная проблема — финансирование новой системы. Даже спортшколы имеют разные источники финансирования: Минобразования, клубы ПФЛ, региональные и муниципальные бюджеты. Вузы же имеют федеральное финансирование.
А. Г.:
— Спортсмен в СДЮСШОР по футболу имеет право находиться до 25 лет. Но вот юноша решил получить высшее образование, а ему в университете говорят: мол, дорогой, ты переходи из спортшколы и от своего тренера в наш клуб студенческой лиги и работай уже на нас. Возникает реальный конфликт интересов. И не всегда в данном случае в выигрыше останется молодой человек. На самом деле уже есть модель подготовки футболистов, которую Красспорт в Красноярске реализует на базе нашей СДЮСШОР и команды “Рассвет”, выступающей пока в любительской футбольной лиге. Находясь в СДЮСШОР, ребята играют в городских, краевых турнирах. Потом участвуют в региональных первенствах России, в финальных соревнованиях юношеских первенств страны, выступают за сборные команды Сибири. После этого лучшим дается возможность пробиться в команду “Рассвет”, выступающую в турнире ЛФЛ. Ребята участвуют также в матчах чемпионата Красноярского края среди взрослых. И это нормальный путь повышения спортивного мастерства и нормальный путь для закрепления своих молодых футболистов на сибирской земле путем заключения контрактов.
Ю. Б.:
— Кстати, молодые мальчишки и их родители не понимают того, что, отдавая ребят сейчас в неизвестность, они теряют и в финансовом плане, поскольку рыночная цена юного футболиста мала, а путь, по которому он будет идти в одиночку за тридевять земель, еще неизвестно чем завершится.
— Но в принципе, если появится в вузах своя лига, хуже не будет?
А. Г.:
— Разумная конкуренция только на пользу. Если лига будет как один из альтернативных путей, а не единственно возможным, то нормально. Нам работы в миллионном городе с мальчишками хватит на всех. И не будем тоже зацикливаться на том, что нам следует только новых Романцевых или Тархановых готовить для премьер-лиги. Надо ведь и просто учить ребят футболу, учить их быть патриотами родного города. Кстати, мы в свое время Стаса Гончарова до 21 года в СДЮСШОР вопреки всем правилам держали. И он пробился в “Металлург”. А без него команду сейчас и представить себе нельзя… Кто-то раньше, кто-то позже мужает.
Комментарии (1)
Спасибо автору за его проблематику по детскому футболу. Эти вопросы интересны сегодняшним мальчишкам, их родителям,
тренерам, педагогам и функционерам. Нужно больше информации, обмена мнениями, обсуждений, рассказов о турнирах, игроках,
победах и неудачах. Для развития детского футбола нужны не только большие стадионы, но и мини поля при школах, во дворах, на коробках. Тогда будут и уроки футбола в школах, и соревнования между классами и школами, и зарубы до темна
летом и зимой мальчишек вместе с друзьями и со старшими со всех окрестных дворов.