Хоккей с мячом и регби есть. Очередь за футболом
Месяц назад завершился футбольный сезон в первой лиге. Красноярский "Металлург" остался играть в первом дивизионе, но страсти по футболу не утихают и в межсезонье. Сегодня в гостях у "СГ" президент клуба "Металлург" Сергей Геннадьевич БЛИНОВ и вице-президент клуба Евгений Борисович ГЕРИХ
Месяц назад завершился футбольный сезон в первой лиге. Красноярский "Металлург" остался играть в первом дивизионе, но страсти по футболу не утихают и в межсезонье. Сегодня в гостях у "СГ" президент клуба "Металлург" Сергей Геннадьевич БЛИНОВ и вице-президент клуба Евгений Борисович ГЕРИХ
- На недавней пресс-конференции вы упомянули, что бывший игрок "Металлурга" Андрей Служителев договаривался с игроками других команд, чтобы "сдавать" матчи. По вашему мнению, почему такие случаи имеют место в нашем футболе?
Евгений ГЕРИХ: – Такие случаи происходят на почве плохого финансирования команды. Игроки, заключившие контракт и приехавшие в Красноярск из других регионов России, приехали сюда не просто играть в футбол. В первую очередь, они приехали зарабатывать деньги. И когда происходит недофинансирование команды, какие-то финансовые издержки с выплатой обещанных денег игрокам, то случаются такие накладки, инциденты, которые были в "Металлурге" в этом сезоне. Те команды, которые имеют деньги и ставят какие-то цели, которым нужны очки в лиге - используют эту брешь и слабое финансовое положение соперников. И пытаются договориться на нужный результат. На пресс-конференции мы объясняли причины некоторых поражений нашей команды. Почему порою "Металлург" вел в счете, а в итоге проигрывал? Углубляться в эту тему у нас особого желания нет...
- Как вы "поймали" Служителева?
Е.Г.: - Нам позвонили из той команды, с которой была договоренность. Позвонили те люди, которые прежде всего верят в футбол, верят в игру.
Сергей БЛИНОВ: – Понимаете, у футболистов свой клан. Один сезон они играют в одной команде, другой сезон - в другой. И основная масса футболистов друг друга не просто знает, а знает близко. Поэтому футболисты живут по своим законам, законам своего клана. Когда "Металлург" приехал в Астрахань и поселился в гостинице, на "девятке" к нашему отелю приехал защитник их команды. Фамилию называть не буду, он сейчас в Израиль играть уехал. И Служителев отпросился из команды до вечера. Мол, старый приятель приехал, повидаться надо. И мы его отпустили до отбоя, до десяти часов вечера. Как и было договорено, защитник "Волгаря" доставил Служителева на машине к 22 часам. Мы еще тогда заподозрили, что-то здесь не то. Но когда проиграли 1:3 "Волгарю" (хотя выигрывали 1:0), промолчали. Претензий никаких Олужителеву не предъявили. Не пойман, не вор. А потом мне позвонили парни из "Волгаря" и сказали, что с некоторыми нашими футболистами была договоренность о сдаче игры. Деньги, кстати, астраханцы им так и не отдали. Можно сказать, обманули.
Е.Г.: - Поначалу мы не могли понять, что произошло в той игре. Мы вели 1:0 и, главное, держали все нити игры в своих руках. А потом внезапно проиграли.
- Но ведь один игрок не мог сделать погоду на поле. Значит, купили не одного Служителева?
С.Б.: - Да, там в этом скандале были замешаны еще несколько игроков. Но мы не хотим называть их фамилии. Они уже не играют в "Металлурге", ушли в другие команды. Но зачем их светить на весь Красноярск? Пускай играют. Футбол - это их жизнь. Мы приехали в Новогорск, поговорили и Служителев сознался, что договоренность о сдаче матча действительно была. Он не стал называть остальных футболистов, участвовавших в сговоре, но мы их сами вычислили. Предложили им всем написать заявление об уходе. А Служителев, кстати, и раньше обращал на себя внимание нелогичной игрой в самых острых ситуациях. Играли мы с Липецком дома в первом круге. Он вышел один на один с вратарем. То есть 99-процентная возможность забить. Но внезапно отдал пас Белохонову и голевой момент был упущен. После игры он оправдывался - я, мол, растерялся, потому и пас отдал. О других игроках говорить не буду. Зачем им ломать футбольную карьеру? У них семьи, дети, которых нужно кормить. Каждый зарабатывает деньги по-своему. Журналисты пишут, футболисты играют. Это их хлеб и мы не хотим портить им жизнь.
Е.Г.: - Об этих вещах в нормальном обществе говорить не принято. Что случилось, то случилось... Это уже история. Да, такой факт имел место, но я не считаю, что прессе нужно муссировать этот случай и заострять на нем внимание болельщиков.
- Но, вообще, это, наверное, редкий случай подкупа игроков. У болельщиков сложилось мнение, что если покупают, то прежде всего обычно судью...
Е.Г.: - Что значит "обычно покупают судью"? Обычно вообще никто никого не покупает. Да, такие моменты есть, но это делается по большой необходимости. Это исключение, а не правило. В основном же на первом месте игра.
С.Б.: - Если мы и давали когда-нибудь судье, то только со словами: "Вот на, Вася, и отсуди, пожалуйста, честно. Не надо свистеть в нашу или чужую сторону. Отсуди так, как пойдет игра. И не ломай игру своими бесконечными глупыми свистками". Потому что зачастую бывает так, что какая-то команда дает судье, и он начинает помогать ей на поле. В результате получается не футбол, а каша. Поэтому мы предпочитаем ничего никому не давать.
- Но вы все равно проводите работу с судьями?
Е.Г.: - Что значит "проводим работу"? Это общепринято в спорте. Это простые законы гостеприимства - встретить, накормить судью в нормальном ресторане, если хочет, напоить, в баню сводить... Никаких подарков мы судьям не делаем и денег не даем.
- А если давать, то в каких пределах варьируется сумма?
С.Б.: - Да можно хоть сколько дать. И пять, и десять, и двадцать, и сто тысяч рублей. Но что толку давать, если команда будет не играть, а стоять? Тут хоть задавайся, все равно результата не будет. Конечно, бывают случаи, когда всем все ясно. Вот, например, последний матч в высшей лиге с участием "Анжи". Было ясно, что торпедовцы судью зарядили. Сначала судья добавил три минуты, а потом еще переиграли почти минуту и тут судья вдруг "увидел" руку. Надуманную руку. Это все знают, но говорить как-то не принято. Когда я закончу футбольную карьеру и уйду из президентов команды – напишу книгу о тех закулисных делах, что творятся в футболе. И такую книгу, что все будут с ума сходить.
Е.Г.: - Я не считаю, что нужно это делать. Писать разоблачительные книги, статьи и т. д.
С.Б.: – Почему не нужно? Нужно! Пусть люди знают правду.
Е.Г.: - На каждой кухне есть свои профессиональные секреты. У журналистов свои, у футболистов свои. Зачем выносить сор из избы и все эти скандалы выносить на широкую публику и предавать огласке? Каждый должен иметь свои профессиональные секреты и хранить профессиональную тайну. В любой области есть свои тонкости.
С.Б.: - Все молчат, а я часто говорю об этом вслух. Некоторым это не нравится...
- Специалисты говорят, что в первой лиге закулисные дела процветают более ярко, нежели в высшей?
С.Б.: - Конечно. А во второй еще больше, чем в первой. Потому что в "вышке" класс команд выше. Уровень футбола другой. В высшей лиге можно сломать игру одним свистком, а во второй таких свистков надо дать двадцать. А вообще, система одна - дома судья всегда наш, в гостях - их. В конце второго круга мы дома проиграли единственную игру - "Амкару" из Перми. Действительно проиграли по классу игры. На последних минутах у них на замену вышел Парамонов и забил нам гол. Что касается "Кристалла" из Смоленска, то там была чистая случайность. Перед этим мы выиграли у ярославского "Шинника" и потратили на это немало сил. А "Кристалл" в Чите сыграл какую-то мутную игру. Смоляне выпустили в Забайкалье на поле всю молодежь и с треском проиграли. Зато в Красноярск основной состав приехал отдохнувшим и на поле, на свежачке они нас убрали. Мы должны были выигрывать у них первый тайм со счетом 3:0, но упустили все возможности.
- Вы как-то ограждаете судей от внешнего воздействия?
С.Б.: - Конечно! Мы стараемся всячески изолировать судью. Чтобы он не получал звонков с угрозами, не общался с ненужными людьми. Бывает, что когда судья едет на игру в Красноярск, его снимают с поезда и пересаживают на машину где-нибудь в Новосибирске. Снимают, конечно же, наши люди. Это делается для того, чтобы исключить какое-либо давление на судью. Потому что если судей не ограждать от болельщиков и не охранять, им будут без конца звонить в гостиничные номера те же болельщики с угрозами. Мы, мол, знаем, где ты живешь и какая у тебя семья. Смотри, парень, не ошибись, а иначе мы тебя где угодно достанем. У судей же, в отличие от политиков, нет охраны и телохранителей. Поэтому такие угрозы действуют на нервы. Судья же тоже человек! Хотя, лично я не припомню ни одного случая, чтобы угрозы приводили в исполнение и воплощали в жизнь. Здесь скорее психологическое давление.
- Вернемся к Служителеву. Что же все-таки его побудило, по сути дела, предать свою команду? И как можно было этого избежать?
С.Б.: – В то время команда проигрывала. Когда команда проигрывает - денег нет. В команде наступает период разброда и шатания. Премиальные не платят. В таких условиях очень важна роль тренера. Но, прямо скажем, Секеч был никудышным психологом. Тут нужен такой человек, как Ирхин. Чтобы заорать, встряхнуть игроков, вселить в них уверенность. То есть людей надо уметь заводить.
Е.Г.: - Понимаете, у Секеча школа тренера Советского Союза. Он живет еще теми, прошедшими временами, футболом бывшего СССР. А сейчас уже другая страна, другое время, другие требования и спрос с футболистов. И форма требований с них другая. Раньше давили на совесть, на идею, на комсомольское воспитание, на патриотизм... А сейчас упор идет на карман, на деньги. Поэтому и тренеры разные. Секеч был интеллигент. Он мог пойти на поводу у игроков и снизить им нагрузки. А современные тренеры - это не то что грубияны, но поорать, если надо, они умеют. Они работают на результат. Время таких тренеров, как Секеч, уже ушло и кануло в Лету.
С.Б.: - То же самое можно сказать и о красноярских тренерах, которые в 90-х годах тренировали "Металлург". Одного из них игроки даже за глаза прозвали "Му-Му". Потому что в раздевалке между таймами он как Герасим всегда молчал. На сборах тоже молчал, как партизан. Везде молчал. Или мычал в крайнем случае. Ну что это за тренер?
Е.Г.: – А Секеч когда уходил, мы с ним по-человечески, душевно простились. Вся команда пришла к нему домой. Мы подарили ему подарки. Все как положено. А он потом про команду такую статью написал в вашей газете, что даже неприятно вспоминать. Это как плевок в спину. Про Осадчего, про всех. Мы ему позвонили и сказали: "Зачем вы зто сделали, Иштван Йожефович?" А он говорит, я, мол, не знаю, чего там понаписали. Вышлите мне эту статью в Москву.
- Насколько достоверны слухи, что "Металлург" в первом круге специально проигрывал, чтобы сплавить Секеча?
Е.Г.: - Да ну! Это все ерунда. Никто его не собирался плавить. Он как тренер устраивал команду.
С.Б.: - Это все сплетни, что Секеча убрали. Да, были какие-то слабые стороны в его методике. В его подходе к тренирЪвкам. Эти нудные однообразные тренировки, одни и те же упражнения из года в год, зто же все приедается. Из сезона в сезон одно и то же. Я это в открытую тренерам говорю. То есть футболисты достигают своего уровня и не поднимаются выше. Играют на уровне второй лиги и все. Финиш! Здесь нужен толчок. Когда Ирхин взял восемь футболистов, и некоторых из них - воспитанников московских клубов с хорошей школой, наши футболисты стали смотреть на приезжих, учиться у них. И их уровень стал подниматься.
- С Ирхиным вы уже перетолковали относительно будущего сезона?
С.Б.: - Да, конечно. Все зависит от финансирования. Он согласен, если мы найдем деньги. А так Александру Сергеевичу все нравится в нашем городе. Атмосфера в команде, сам Красноярск, отношение болельщиков и т. д. В материальном плане Ирхин имеет все то же самое, что было у Секеча. Живет в служебной квартире, в которой жил Секеч, и пользуется теми же льготами. Только у Секеча была служебная машина с личным водителем, а у Ирхина машины нет. Вместо машины мы ему дали телефон.
- Даже с трибун видно, что Ирхин довольно эмоциональный человек. Он постоянно выбегает к бровке, чего-то кричит, орет на игроков...
С.Б.: - Уж лучше орать, чем мычать!
Е.Г.: – Я считаю, что наша тренерская команда удачно дополняет друг друга. Ирхин – импульсивный, эмоциональный человек. Второй тренер Павел Пантелеевич Гусев - спокойный, рассудительный. Он обладатель Кубка СССР, бывший капитан команды высшей лиги СКА (Ростов). А капитанами в таких командах, как вы понимаете, случайные люди не выбираются. И третий тренер Александр Константинович Беляков - доктор наук, преподает в университете. Это тактика и стратегия команды. Эта удачная тренерская тройка всей бригадой останется в Красноярске. Если, конечно, будет финансирование.
- То есть, можно сказать, что сейчас команда в подвешенном состоянии?
Е.Г.: - К сожалению, да. Мы вообще хотели провести в Красноярске референдум на тему: "Нужна ли городу классная команда?" Или, на худой конец, если не референдум, то интерактивный опрос по ТВК или "Афонтово". Сейчас у нас большие проблемы, потому что КрАЗ от финансирования отказался. Если власти оставят нас без внимания, придется выпускать на поле молодых красноярских парней - вчерашних пацанов, которых будут в первой лиге пинать все подряд. Думаю, всем нашим руководителям края и города будет просто стыдно и неприятно, что в таком огромном богатом крае нет достойной футбольной команды. Ведь не секрет, что спорт - это давно уже политика. И успехи спортсменов работают на имидж политиков, возглавляющих край и город. Поэтому это просто замечательно, что у нас есть достойная команда в хоккее с мячом и в регби. Которые работают на авторитет и на имидж всего края. Теперь очередь за футболом.
С.Б.: - До 25 декабря игроки и тренеры будут находиться в отпуске. А потом мы соберемся и будем думать-решать. Если найдем спонсоров, то команду сохраним и пригласим в Красноярск еще несколько классных игроков.
Записал Лев БЕЛЯЕВ
Фото Сергея ЧЕРНЫХ
"Сегодняшняя Газета" 18.11.2000
Комментарии (0)