Андрей Тихонов: "Не знаю, сколько раз становился чемпионом России"
Текст: Петр Быстров
Фото Сергея Черных.
Источник: Советский спорт в Красноярске, Redyarsk.Ru
8 июня 2006 года | Прочтений: 7629

Андрей Тихонов не нуждается в отдельном представлении. Он давно уже стал легендой, если не всего нашего футбола, то самого популярного клуба России – «Спартака»
Экс-игрок сборной России Тихонов уже второй год подряд выступает за подмосковные «Химки», в составе которых в минувшее воскресенье он играл в Красноярске против «Металлурга». Кстати, судьбу матча решил именно его гол с пенальти. У футболистов «Химок» в Красноярске свободного времени практически не было, но для корреспондента «СС» оно всё же нашлось.
РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ
– «Спартак», «Маккаби», сборная, а ныне – «Химки». Что является стимулом для игры в команде первого дивизиона?
– Играть и доказывать свою состоятельность в каждой игре. Доказывать, что такой футболист Тихонов еще существует, и не только себе, но и окружающим, и специалистам. В 2000 году меня убрали из «Спартака» и назвали «отыгранным материалом». С тех пор я доказываю обратное.
Главное, чтобы задачи, поставленные перед командой, выполнялись. На меня ложится двойная нагрузка – я капитан команды и более старший футболист, чем все остальные. Однако самый главный стимул – это всё же моя семья, ее благосостояние.
– Кстати, а как вы познакомились со своей женой?
– Вообще, она из Новосибирска. Приехала в Москву, уже и не вспомню в каком году. Если мы в 1994 году поженились, то она приехала в Москву, а точнее в Подмосковье, наверное, в 1984-м. Там мы с ней познакомились. Сначала были друзьями, лет восемь-девять, а потом уже поженились.
– А что для вас семья в жизни?
– Семья для меня, наверное, это всё. Все-таки иметь двоих детей, иметь то, что я имею, – это счастье. Я очень счастлив, у меня прекрасная жена, отличные дети!
– Можете поделиться секретом вашего счастья?
– Ну, какой тут секрет? Конечно, как и у всех, наверное, в первый год было очень сложно: ссоры, чуть ли не до развода дело доходило. Два человека с разными характерами. У нас и в гороскопах написано, что наши знаки не должны даже рядом стоять. Но живем уже столько лет! Со временем пришло понимание, и сейчас мы даже не ругаемся. Вообще. Есть споры, когда мы смотрим на один момент по-разному. В этих спорах мы понимаем, что кто-то прав, а кто-то нет. Каждый из нас может и промолчать в нужный момент. Но ссор нет. Вот и весь рецепт.
«ДАВНО ТАК НЕ БЫЛО ЛЕГКО»
– Андрей, давайте вернемся к футболу. За всю свою карьеру вы отдали не один десяток голевых передач. А какие чувства у вас возникают, когда партнеры губят ваши, казалось бы, стопроцентные голевые пасы?
– Конечно же становится обидно. Не то, что свой пас жалко, а потому что могли же забить гол и улучшить положение всей команды. Все-таки голы даются не очень легко, поэтому, если футболист мажет, становится обидно. И ты этому человеку говоришь: мол, ты неправильно сделал, очень неправильно! Это если слова на поле перевести в мягкую формулировку. Футбол стал сложнее, и сложнее стало забивать, поэтому моментами надо дорожить. Каждый момент, как говорится, на вес золота.
– После того как вы покинули «Спартак», какие остались отношения с Олегом Ивановичем Романцевым?
– Хорошие отношения. При встрече мы здороваемся, улыбаемся, разговариваем, и у нас абсолютно нет никакой антипатии друг к другу. Мы ведь нормально расстались, без крика и шума. Нет никакой обиды, да и не было никогда.
– А разговор у вас не заходил о фразе «отыгранный материал»?
– Нет. А зачем? Если отношения нормальные, то зачем обострять их? Я думаю, что ту фразу он сказал в эмоциональном порыве. Видимо, тогда журналисты его совсем достали, и он на эмоциях сказал такое.
– Вы тренировались и играли под началом многих тренеров? Кто дал больше всех футболисту Тихонову?
– Романцев. Конечно же он. Этот человек дал мне имя, футбольную карьеру, всё.
– С кем из бывших или нынешних партнеров вы лучше всего взаимодействовали на поле?
– Наверное, с Титовым и Аленичевым. Но я не сбрасываю со счетов, допустим, Цымбаларя и Кечинова.
– Недавно Егору Титову исполнилось тридцать лет. Во сколько разошлись после поздравлений?
– В четыре утра. Отметили здорово! Просто супер! Давно такого не было, чтобы было так легко и весело. Как началось всё в полседьмого вечера, так и закончилось всё в четыре утра. Я, честно сказать, давно так не веселился. Все было отлично – и артисты были хорошие, наши друзья, и сама по себе компания была отличная. Жаль только, что время быстро пролетело.
– Что подарили юбиляру?
– Камеру. Профессиональную. Она работает и как фотоаппарат и как видеокамера. Очень маленькая, удобная.
СПАРТАКОВСКИЙ ДУХ УЖЕ НЕ ТОТ
– Вы помните, сколько раз выигрывали чемпионат России?
– Я не знаю. Дело в том, что раньше, например, нужно было сыграть пятьдесят процентов матчей, чтобы получить медаль. Были моменты, когда я совсем немного не дотягивал до этого показателя, и золотые медали не давали. А потом уже, через несколько лет, было такое, что к нам приходил футболист, отыгрывал матчей пять-шесть, и ему давали золотую медаль. Поэтому если так разобраться, то... Не могу точно сказать, но, по крайней мере, когда мне давали золотую печатку, то на ней выложенная камнями стоит семерка.
– По статистике, у вас восемь золотых медалей.
– Вы знаете, я статистикой давно не интересуюсь. Какая разница, сколько у меня медалей? Это было уже давно. То, что было раньше, это было раньше, а сейчас-то что? Футболист должен доказывать свою состоятельность постоянно. Конечно, можно ходить и говорить, что ты пятикратный чемпион России, но зачем? Это не красит человека.
– Что для вас значит словосочетание «спартаковский дух»?
– Спартаковский дух существовал, наверное, раньше, когда была практически русская команда, русские игроки. Они понимали, за что они играют – за ромбик, за традиции, за людей, которые делали это имя – «Спартак». Спартаковский дух переходил не то что по наследству, а от людей к людям, и не только среди игроков, но и болельщиков – от поколения к поколению. У людей просто в голове было: за что они играют, за кого и почему.
Сейчас люди этого не понимают. Например, тот же финал Кубка России. В команду набрали иностранцев, которые понимают, что «Спартак» – ЦСКА – это дерби, но не понимают, какое это дерби! Они думают, что это всё как в Европе, цивилизованное. Допустим, «Милан» – «Интер» играют на одном поле. Это дерби. У нас же немножко по-другому. Это всё идет очень давно. «Спартак» – ЦСКА – это матч, который больше всего остального. Иностранцы этого недопонимают, и, я думаю, болельщики сегодня не очень рады этому.
Что касается спартаковской игры, то и она осталась в прошлом. В нынешнем «Спартаке» такой игры нет. Может, с приходом Федотова что-то поменяется. Это хорошо, что в команде остались такие личности, как Титов, и еще несколько футболистов, которые понимают, как сохранить этот стиль игры. Есть футболисты, которые так играют, и к ним подтягиваются иностранцы, но очень медленно.
Спартаковский стиль, так же как и спартаковский дух, идет издалека. Есть определенный набор упражнений, определенный набор технических приемов, которые делаются изо дня в день и которые являются стилем «Спартака». Которые выполняются если и не с закрытыми глазами, но с большой долей понимания. То есть «спартаковские стеночки», забегания (самое малое, что я назвал) – то, что украшало футбол. Это и есть спартаковский стиль.
Но в последние годы, конечно, всё поменялось. Пришли другие люди: и руководство другое, и тренеры не такие, которые должны быть там.
– Вы сказали: «...тренеры, которые не должны быть в «Спартаке»». Имели в виду Александра Старкова?
– Я понимаю, о чем вы говорите. Конечно, если говорить о спартаковском стиле, то Старкову нечего было делать в команде. Я не был против Старкова, я просто не был действительно за него. Потому что я считаю, что традиции надо все-таки оставлять. А если вообще всё поменять, как это сделали недавно, так к чему это привело, все видели.
«БОЛЕТЬ НЕ БУДУ, БУДУ ПЕРЕЖИВАТЬ»
– Сколько еще планируете играть в футбол?
– Не знаю. Как со здоровьем будут обстоять дела, но хотелось бы еще поиграть.
– А на сколько вы себя ощущаете?
– На тридцать... пять (смеется).
– Наверняка, вы думали, чем будете заниматься после того, как повесите бутсы на гвоздь?
– Наверное, пойду учиться в Высшую школу тренеров. К тренерской работе присматриваюсь. Взять тех же тренеров, с которыми работал, – Романцев, Тарханов, Бышовец, Гаджиев, Игнатьев, Яковенко, – есть, чему поучится у каждого из них. Хотя пока точно сказать не могу, что стану тренером, но учиться пойду обязательно.
– Андрей, а какова ваша роль в недавно созданной компании бывшего президента «Крыльев Советов» Германа Ткаченко?
– Помогаю Ткаченко. А помощь моя заключается в том, что я все-таки ближе к футболистам и знаю их психологию, знаю, как подойти к игроку, поговорить с ним. Компания Ткаченко занимается агентскими делами. Думаю, что она пойдет в гору. В нашем футболе есть отдельные «жучки», которым плевать на футболистов и которые думают только о своих десяти процентах. А компания Ткаченко – это действительно серьезный проект, который создан порядочными людьми. На мой взгляд, эта компания будет иметь огромный вес в России. Я думаю, что года через три-четыре в ее списках будут значиться очень серьезные футболисты. Их и сейчас хватает – Анюков, Каряка, Колодин и другие.
– И последний вопрос. За кого будете болеть на чемпионате мира?
– Болеть ни за кого не буду. Буду переживать, конечно, за Украину, поскольку это наши бывшие соотечественники и многих в этой команде я знаю. А что касается фаворита чемпионата мира, то назову бразильцев.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Родился 16 октября 1970 года.
Выступал за команды:
«Вымпел» (Королев) – 1991,
«Титан» (Реутов) – 1992,
«Спартак» (Москва) – 1992-2000,
«Маккаби» (Израиль) – 2000,
«Крылья Советов» (Самара) – 2001-2004,
«Химки» (Химки) – с 2005 года.
В чемпионатах России – 287 матчей, 86 голов.
В чемпионате Израиля – 8 матчей, 1 гол.
В Кубках России – 38 матчей, 9 голов.
В Еврокубках – 54 матча, 18 голов.
В сборной России – 29 матчей, 1 гол.
Чемпион России: 1992, 1993, 1994, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 гг.
Бронзовый призер чемпионата России – 1995, 2004 гг.
Обладатель Кубка России: 1994, 1998.
Лучший футболист России (по опросу «Футбола») – 1996 г.
В списках «33 лучших»: 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2001 гг.
Лауреат премии «Стрелец» в номинациях: «Самый полезный игрок» – 1996, «Лучший полузащитник атакующего плана» – 1999.
Автор «золотых» голов чемпионата России – 1993, 1996 гг.
Мастер спорта международного класса (1991).
Комментарии (0)