Матчи

Футбол. Первая лига 2024/2025
Результаты 15 сентября
  • Уфа – Родина
    2:0
  • СКА-Хабаровск – Нефтехимик
    2:0
  • Тюмень – Сокол
    0:1
  • Чайка – Шинник
    2:2
Матчи 16 сентября
  • Арсенал Т – Урал
    1:0
  • Торпедо М – Балтика
    2:1

Таблицы

Футбол. Первая лига 2024/2025
  1. Арсенал Т
    10

    22

  2. Торпедо М
    10

    20

  3. Урал
    10

    18

  4. Балтика
    10

    16

  5. Сочи
    10

    15

  6. Чайка
    10

    14

  7. Ротор
    10

    14

  8. Родина
    10

    14

  9. Сокол
    10

    14

  10. Черноморец
    10

    14

Александр Харитонов: «Я уехал, чтобы бороться за Кубок УЕФА»


Текст: Сергей ЛИСКИН, Дмитрий УСКОВ.
Источник: Газета «Конкурент», Redyarsk.Ru
23 мая 2007 года | Прочтений: 6111
версия для печати

Первый раз в интервью известный красноярский футболист Александр Харитонов нам отказал, сославшись на то, что пока снова не выйдет на поле, он не будет беседовать с журналистами. Но у «Конкурента» нашлись свои доводы, чтобы футболист кардинально изменил свое мнение.

Саша, первый вопрос такой: почему не даёте интервью?
– Просто не хотел общаться с прессой, пока не выйду играть на поле. Меня многие знакомые на телевидении просили, но я отказывал. Решил пока воздержаться от бесед, отдохнуть немного, поскольку в футбол сейчас не играю.

Полтора года уже не играете?
– Да, получилось так, что летом поехал в «Химки» в аренду – и во второй же игре получил травму колена. До сих пор тянется, сделал операции в Москве, потом в Словакии. Думаю, к лету восстановлюсь окончательно.

Что говорят врачи?
– Стандартное время для восстановления после операции – пять-шесть месяцев, всё зависит от того, как приживётся связка.

Как восстанавливаетесь в Красноярске: бассейн, баня?..
– Месяц после операции вообще нельзя ничего делать. Нужно только гнуть мышцу, чтобы она была пластичной. Со второго месяца – велотренажёр и бассейн, а потом поеду в Подмосковье, в Раменское – там буду на базе «Сатурна» работать с тренером.

А в зарплате что-нибудь теряете?
– По контракту я ничего не теряю, кроме премиальных за игры и игровой практики. Сейчас в ФИФА защищены все контракты, всё до копейки.

Сколько будет длиться ещё ваш контракт?
– До конца года.

Планируете остаться именно в «Сатурне»?
– Был разговор о продлении контракта ещё на год, но я буду смотреть по ситуации. С Владимиром Вайссом (главный тренер «Сатурна». – Прим. авт.) не хочу оставаться. Мне кажется, что он меня не видит ни в команде, ни на поле. Не хочется искушать судьбу и загубить ещё целый год. Будем вести переговоры дальше, а там посмотрим, продлить контракт или нет.

А вообще приход Вайсса в прошлом году и этот массовый словацкий десант (в том числе, кажется, и на ваши позиции) был неожиданным?
– Да, с Вайссом приехали два человека на мою позицию, и сразу стало ясно… Например, в одной игре было у нас на замене пять правых полузащитников. Вообще, с Вайссом работать интересно, но, в принципе, как у каждого человека, у него свои взгляды. Ничего страшного, что так получилось.

В «Сатурне» пострадало, наверное, большинство молодых?
– Пострадали люди, на которых в том году рассчитывали. До Вайсса я в 2005-м году сыграл больше всех в команде – 37 игр, если считать вместе с Кубком. А потом получилось так, что я до лета сыграл всего три игры. Оказались не нужны люди и молодёжной сборной, на которых при Тарханове возлагались большие надежды: Лёша Житников, в «Химках» сейчас играет, Ренат Сабитов, которого Вайс тоже утихомирил.

С Вайсом вы лично общались? Какие впечатления о нём как о человеке и о тренере?
– Напрямую он ни с кем не разговаривает, общается с определённым кругом лиц – словаками, чехами, а с русскими практически нет. Только Лёха Игонин (капитан «Сатурна») имеет с ним контакт, потому что он капитан. А в целом Вайс почти ни с кем не общается.

Кстати, вас не удивило, что Ерёменко, звезда 2006 года, сейчас чаще на замене?
– Шли разговоры, что он переходит в «Локомотив». Он хотел туда перейти, даже пошел на скандал с руководством. Он приехал из отпуска с лишним весом – плюс 7 килограммов, и сейчас у них постоянные конфликты с Вайссом из-за того, что он не играет.

Какой он вообще стал, горячий финский парень?
– На финском и итальянском он хорошо разговаривает, а русский очень долго вспоминал. Сейчас вроде обжился уже, всё нормально, с девушкой русской познакомился…

Говорят, что московские клубы (не спортивные, а ночные) имеют большой доход от футболиста Ерёменко…
– Когда он только приехал, вообще развлекался каждый день. В раздевалке после тренировки целую стопку вип-карт показывал – почти все развлекательные заведения Москвы. А сейчас он влюбился в девушку и вроде бы успокоился.

А вы сами с кем поддерживаете отношения?
– Я со всеми ребятами общаюсь, особенно со «старыми», с Лёхой Игониным. Из новых – с Олегом Власовым. Там, в принципе, все нормальные ребята.

Там есть разделение на лагеря – русский, словацкий, ещё какой-нибудь?
– Да, это есть, так и общаются.

Это на пользу команде?
– В принципе, есть команды, где игроки вообще не общаются между собой – и выходят играть. В «Сатурне» такие «группировки» были заметны в том году. Я видел матчи, когда двое играют, а остальные просто бегают по полю впустую.

А Есипов вообще имеет вес в команде?
– Среди ребят он имеет сильный авторитет, его уважают. Многие не понимают, почему он не играет. У Вайсса тоже к нему никаких претензий, он говорит, что таких людей очень мало и он рассчитывает на него. Ему сейчас тяжело, но он в команде.

В чём вообще у Вайсса «фишка»? Он не выпускает тех, кто может играть. Когда он пришёл, «Сатурн» называли одной из перспективнейших команд, а она ничего не показала в итоге. Этот сезон – то же самое, сплошные ничьи. Почему его вообще оставили?
– Я не знаю, может быть, уже давно пора менять каждый год тренеров. Для меня остаётся загадкой, почему Тарханова убрали. Команда после 8 туров была на первом месте, а потом люди начали лезть в его работу – и команда скатилась. Из-за этого его и убрали. У Вайсса тренировочный процесс в целом интересней по сравнению с нашими тренерами. Почему команда не играет, я не знаю, – видимо, так сложилось. И по бюджету «Сатурн» после ЦСКА и «Спартака» на третьем месте, и игроки всегда хорошие, а игры почему-то нет. Хотя многие игры «Сатурна» этого сезона я смотрел – мне понравилось.

Вот это массовое вливание перед самым началом сезона – Кириченко, Гогуа, Каряка – сразу подвинуло игроков основного состава – Ерёменко, Чеснаускиса…
– В принципе, Кириченко и Каряка – это, наверное, за последнее время два лучших приобретения «Сатурна». Здесь постоянно так – группы приезжают, группы уезжают.

Повлияло ли то, что вы уроженец Красноярска, на приглашение вас Тархановым в «Сатурн»?
– Я подписывал предварительный контракт ещё при Игнатьеве, когда он был тренером, потом доигрывал в Томске. Потом, когда Тарханов стал главным, он приехал, сказал, что поможет мне, потому что мы земляки. С ним было приятно работать, он по-отцовски относился ко всем игрокам. Часто в наших разговорах вспоминал Красноярск.

Саша, сейчас вы ещё думаете о продлении контракта с «Сатурном», а были ещё какие-то предложения?
– Когда я в Москву прилетел после Нового года, мы уже подыскивали команду, были переговоры. Но после травмы все переговоры прервались. Сейчас это не имеет большого значения, но меня звали клубы высшего дивизиона. У меня был вариант остаться в «Химках», но они посчитали, что я их сильно подвёл, получив травму. Я остался виноват в том, что многое недосказал о своём здоровье, хотя у меня с коленями никогда не было никаких проблем.

Отношение к жизни изменилось после всего этого?
– Конечно, у меня уже за год третья операция. Начинаешь уже задумываться, что и как…

Мыслей уйти не было?
– Проскакивали, конечно, такие мысли – что надо уйти, всё бросить. Но сейчас мне очень хочется вернуться и начать играть. Я готов даже начать в какой-нибудь средней команде, чтобы подняться потом в Премьер-лигу. Либо ехать на просмотр в высший дивизион. Варианты есть.

Мы коснулись «Сатурна» и «Химок». Вы были в той и другой команде. Два клуба для Московской области – это не много? И вообще присутствует ли какое-то противостояние? Кто ближе к губернатору Громову?
– В том году, наверное, противостояния ещё не было – в разных лигах играли. «Сатурн» свысока смотрел на «Химки». А сейчас был разговор, что Громов вообще откажется от «Сатурна» и переключится на «Химки». Он появляется пока на играх обеих команд, но у «Химок» бюджет намного меньше. Скоро, наверное, начнется соперничество.

У Громова симпатии больше к «Химкам»?
– Мне кажется, наоборот, он считает «Сатурн» своей командой, с самого начала он был с ними.

Почему тогда хочет отказаться?
– Может быть, устал от всех дел, которые творятся в «Сатурне». Он создаёт для неё все условия, а команда не даёт результат. Для «Химок» он сейчас строит большой стадион.

А простому игроку вообще приятно такое внимание со стороны губернатора?
– Да, он всегда приезжает на игры, беседует в раздевалках, приходит на дружеские обеды, всегда подбадривает, узнаёт, что нужно команде. Это всегда происходит в начале и в течение сезона. Безусловно, Громов очень располагает к себе.

Вы неплохо знаете Жедера. Не секрет, что он хотел уйти в «Спартак». Этот человек вызывает двойственные чувства. В анкете одной из ведущих спортивных газет Жедер написал, что именно он лучший игрок минувшего чемпионата. У него действительно такое самомнение?
– Он очень тяжёлый человек, как и все бразильцы, – они капризные, считают себя великой футбольной нацией. Хотя редко кого берут в Россию из лидирующих бразильских команд – берут либо молодых, либо средних игроков. Они ходят все надменные, с переменчивым настроением, им очень тяжело в России привыкнуть к холодам. Иногда было впечатление, что они приехали только за деньгами. Часто происходили стычки. Жедер прожил в России уже пять лет – и вообще не разговаривает по-русски. Или язык ему не даётся, или просто не хочет учить.

В «Сатурне» он был на хороших условиях? Поговаривают, что у него была шикарная квартира.
– Да, условия неплохие. В контракте им прописывают съёмные квартиры, но не указывают сумму, и они могут выбирать что угодно, хоть за пять тысяч долларов в месяц. А русским ребятам можно истратить только строго определённую сумму, и они вынуждены ходить просить лишние сто долларов на съём квартиры.

На ваш взгляд, этот пиетет к легионерам, притом не к самым лучшим, не болезнь ли нашего футбола?
– Я считаю, что это болезнь. Потому что если наши едут туда, они вынуждены приспосабливаться к любым условиям. А у нас терпят, нянчатся с легионерами.

Это злита наших игроков?
– Конечно. К ним по-другому относятся – и на тренировках, и в жизни.

В «Сатурне» легионеры часто опаздывали из отпуска?
– Были случаи, когда они вообще уезжали со сборов, им просто становилось скучно, они ночью собирали вещи и улетали к себе.

За это бывает наказание?
– Я не знаю, это дело быстро замяли. Я думаю, взяли штраф и всё. Но это видят другие игроки, и на них это очень сильно отражается.

А в других командах так же?
– Не знаю, разговаривал с Сабитовым в «Спартаке», он говорит, что там уровень намного выше, очень строгие административные штрафы. Видимо, у них более серьёзные отношения в команде.

Как думаете, почему Титов покинул сборную?
– Не знаю. Сказал, что из-за жены. Возможно, какие-то внутренние проблемы были у него с Хиддинком – ведь жена не в этот же день забеременела.

Вы встречались на поле со многими командами высшего дивизиона. Кто для вас номер один в российском футболе и почему?
– Да, в принципе, таких нет, интересно играть со всеми сильными командами. По игре очень нравится ЦСКА – никогда не нервничают, всегда ведут игру. Очень тяжело подступиться к их защите и забить.

Саша, в 2005 году вы забили «Спартаку». Почувствовали себя знаменитым? Важны вообще для футболиста голы таким командам?
– Конечно, забить всегда приятно.

Как себя ощущали, когда один из самых известных наших футболистов 90-х годов Андрей Канчельскис был у вас в дублёрах? Как он к этому относился?
– Когда пришёл Тарханов, он сразу всем сказал, что будет делать ставку на молодёжь.

Как Канчельскис в жизни?
– Он очень интересный человек, мы много разговаривали о его работе за границей. В тридцать пять лет на тренировках он выкладывался на все сто процентов. В этом плане он очень хороший пример.

Есть кто-нибудь из ветеранов, кто не доволен своим положением в команде?
– Есипов у нас такой, вспыльчивый. Когда он только пришёл в «Сатурн», его взял Аксаков, председатель попечительского совета. Тарханов же не хотел брать ветеранов. У них был конфликт, играл Есипов мало, в основном выходил на замену. В том году он, видимо, свыкся, был уже поспокойней.

Как вы в настоящий момент оцениваете шансы нашей сборной?
– В принципе, мне нравится политика Хиддинка, он молодёжь стал привлекать. Я знаю почти всех ребят. Мне понравилось, как играли в Эстонии. В целом шансы у нас неплохие.

Кержаков как футболист заслуживает вашего уважения? Все-таки уехал за меньшие деньги.
– Я уважаю его решение, сам бы так поступил не задумываясь. Поиграть в испанском чемпионате, почувствовать настоящий футбол. Я пока только с трибуны могу судить, но там культура совершенно другая. Нам до этого ещё расти и расти. Мне больше всего нравятся испанский и немецкий чемпионаты. Приятно, когда выходишь на поле, а вокруг 120 тысяч зрителей, а не 500 человек.

Вы были в нашей молодёжной сборной, когда она скандально уступила Дании. Жирков тогда майку сбрасывал, Акинфеев вёл себя неадекватно, Быстров вытворял такое, что его вообще некоторые психом называли. Виноваты во всём сами футболисты или тренер не смог их удержать? Согласитесь, что тот же Жирков при Газзаеве за это бы ответил.
– Да, ситуация была некрасивая. Наверное, всё-таки Быстров спровоцировал всю эту ситуацию. В принципе, это сильно у нас не обсуждалось, все отшучивались. Кому-то ударили по ногам, кто-то крикнул: «Давай их гасить», кому-то сзади заехали, судья не свистнул, кто-то подхватил, что нас убивают судейством. Так всё и получилось.

А Быстров вообще пользуется уважением среди футболистов?
– Он немного звёздный, есть в нём такое. Многие обособленно от него держатся. Он неплохой футболист, но, как говорится, у каждого свой характер.

У вас был достаточно продуктивный период в Томске. Много слухов ходит про эту команду. В частности, по поводу договорных матчей. Есть такое вообще?
– Да, наверное, это есть в футболе. Я стараюсь всегда подальше держаться от слухов, всегда играть в свою силу. Слухи ходят, но когда я там работал, такого не было, чтобы мы сдали кому-то игру.

А вот нашумевший прошлогодний матч ЦСКА – «Ростов»…
– Просто ЦСКА играет не напрягаясь. Они могут поднажать и выиграть.

Александр, вы были и в Красноярске, и в Томске. Расстояние – 600 километров, климат тот же. На ваш взгляд, почему Томск – в высшем дивизионе, а мы болтаемся между первой и второй лигами?
– Я считаю, что руководство клуба в Томске делает очень много. Когда они начинали во второй лиге играть, у них была только деревянная трибуна. И руководители клуба ходили по кабинетам, стаптывали ботинки в приёмной у мэра и выпрашивали деньги. Потом это дало результат. И «Востокгазпром», который сейчас уже прекратил отношения с «Томью», помог команде.

Когда жили в Томске, болельщики не доставали?
– Да нет там такого. Могут просто подойти поговорить, как с игроком их команды. В Томске у меня очень много друзей. Но я не жалею о том, что уехал в «Сатурн». Я ехал, чтобы побороться за путёвку в Кубок УЕФА, поиграть на другом уровне.

Вы сейчас в Москве. Как там жизнь – с её ритмом, пробками?
– Я привыкал к столице около года, потом вроде обжился. Там уровень жизни намного выше, всё делается для людей. И Москва намного чище, чем Красноярск.

А ваша семья как относится к жизни в столице? Жене не хочется переехать обратно в Томск или Красноярск?
– Да нет, жена всегда меня поддерживает. Но вообще-то ей бывает скучно, общаемся мало, когда я на сборах. Жена из Красноярска, дружили ещё со школы. И родители все живут в Красноярске.

А в Москве много друзей?
– Я там практически только с ребятами из «Сатурна» общаюсь.

То, что вы стали отцом, это веха в вашей жизни?
– Когда родилась Арина, жизнь изменилась. Это часть тебя, ради этого стоит жить.

Машина в Москве у вас клубная?
– Нет, я купил себе «Тойоту Авенсис». В Красноярске у меня нет своей машины, беру у брата или друга.

Как движение в Москве?
– Ездить в Москве удобно: там дороги все хорошие, понятные развязки. А здесь никто никому не уступает. Вообще я люблю погонять, но с умом.

В свободное время что делаете, куда ходите?
– В кино хожу, несколько раз был в клубах «Инфинити», «Сказка», «Опера». В Москве есть чем заняться.

А в Красноярске где бываете?
– Никуда практически не хожу, здесь я с семьёй общаюсь.

Есть ощущение, что деревня?
– Да нет, город у нас, в принципе, большой.

А одежду как покупаете? Предпочитаете особые марки или можете купить просто то, что понравилось?
– Одежду покупаю в основном в Москве. Покупаю, если что-то нравится, марки для меня не важны, стараюсь не гнаться за понтами.

Родители следят за футболом?
– Да, конечно, смотрят. Мама, например, может спросить, как «Челси» с «Барселоной» сыграли.

Саша, вы обеспеченный человек, вполне можете и родителей содержать, но ваш отец работает простым водителем автобуса. Это что, жизненный кайф такой или принцип не брать у вас деньги?
– Отец у меня 30 лет был водителем, ему это нравится. А я всегда стараюсь помочь по мере возможности.

А в Москву они не хотят переехать?
– Да смысла нет, у меня там нет своей недвижимости, я и не собираюсь там оставаться. Хочу жить в Красноярске, здесь у меня душа спокойней, друзья, родители, знакомые. Но жизнь покажет.

Как вы думаете, что ждёт красноярскую команду в этом сезоне?
– Не знаю, пока я не вижу, чтобы у нас развивался спорт вообще, на любых уровнях. С тех пор, как я уехал, по-моему, ещё хуже стало, я уезжал ещё из благополучной команды. Денис Анатольевич Рубцов пытается что-то сделать, но ему тяжело одному всё решить. Всем хорошим клубам на периферии помогает власть. Нужен человек, заинтересованный в футболе, который готов помогать команде, найти спонсоров, даже заставлять промышленные группы поддерживать клуб.

А с сохранением зарплаты нет желания летом восстанавливаться, играя за «Металлург»?
– Пока я исключаю этот вариант полностью, но не стал бы зарекаться. Сейчас я готов поиграть повыше.

А в случае его выхода в первый дивизион?
– Если бы «Металлург» сейчас был в первом дивизионе, то на втором круге я, наверное, уже рассматривал бы этот вариант. В Красноярск на данный момент я бы поехал только в команду премьер-лиги или первой лиги, которая решает серьёзные задачи.

Вообще, как вам футбольная атмосфера в Красноярске? Нет чувства полной безнадёжности?
– Да вообще есть, наверное. Смотришь – Казань, она же не богаче, чем Красноярск. Может, и беднее. Но там есть серьёзные команды, которые решают большие задачи. У нас же нет ничего такого. Это ведь марка города, а Красноярск даже в Москве не все знают…

Комментарии (0)
Чтобы добавить комментарий, перейдите по ссылке на материал в проекте Redyarsk.Ru