В ворота встал совершенно случайно. Рядом с домом был стадион, где мальчишки часто гоняли мяч. Как обычно бывает, одного человека не хватает. Вот и сказали - становись в ворота. Помню, был очень сильный удар в угол, а я в прыжке его отбил. С тех пор и стал стоять в воротах. Сначала в дворовой команде, затем рано во взрослой, сочетая занятия боксом и хоккеем с мячом зимой
Сергей (Сулейман) Этэмович Демирджи. Родился 10 февраля 1940 года. Играл в футбол вратарем в командах: "Торпедо" Томск (1964-1966, 1968), "Иртыш" Омск (1967, 1969), "Автомобилист" Красноярск (1970-1973).
10 февраля 2000 года исполнилось 60 лет одному из лучших сибирских вратарей 60-70-х годов Сергею Демирджи. По среднему показателю непробиваемости и "сухим" матчам Демирджи имел в те годы один из лучших показателей в регионе. Сегодня юбиляр в гостях у читателей "Сегодняшней Газеты".
- Сергей Этэмович, судя по вашей фамилии, вы человек южных кровей?
- Родился я в Казахстане, под Актюбинском, в небольшом городке Чилкаре. Там же в детском возрасте начал заниматься спортом.
- И сразу стали вратарем или помог случай?
- В ворота встал совершенно случайно. Рядом с домом был стадион, где мальчишки часто гоняли мяч. Как обычно бывает, одного человека не хватает. Вот и сказали - становись в ворота. Помню, был очень сильный удар в угол, а я в прыжке его отбил. С тех пор и стал стоять в воротах. Сначала в дворовой команде, затем рано во взрослой, сочетая занятия боксом и хоккеем с мячом зимой.
- А когда определились окончательно, что посвятите жизнь футболу?
- В армии. А ведь подавал неплохие надежды в боксе. В своей весовой категории по юношам крушил всех подряд, не доводя дело дальше второго раунда. Но пересилило то, что боксерские турниры были скоротечные, а футбол занимал почти целый год. Служить попал в Туркменистанский военный округ. Там проводились дивизионные соревнования, потом полковые, корпусные. Затем попал в сборную округа, где мы играли уже во всесоюзных соревнованиях - чемпионате вооруженных сил. И первым своим учителем, тренером считаю Сергея Никитича Будагу, тренера нашей сборной. А когда мы выиграли чемпионат, меня забрали в ЦСКА, где я целый год играл за дублирующий состав.
- Что же забросило вас в Сибирь?
- В любом виде спорта тренеры ищут игроков, чтобы усилить состав. И когда у меня закончилась служба в армии, я получил приглашение из Томска. Обещали помочь с учебой, с жильем. И я согласился, хотя в то время имел еще одно предложение - из ташкентского "Пахтакора". Но там затянули с квартирой, и это сыграло решающую роль.
- А в Красноярск кто вас пригласил?
- Александр Иванович Загрецкий. Тогда здесь были такие асы, как Иван Варламов и Вадик Осадчий из Москвы. Галеев приехал из Ташкента. Со мной из Омска - Володя Иванов. Команда была хорошая.
- А чего не хватило "Автомобилисту", чтобы выйти тогда в первую союзную лигу?
- Скажу прямо - не хватило порядочности тренеров. Многие приезжают работать на периферию временно. Сработали удачно - хорошо. А наступает спад - уезжают. А с ними, как правило, уезжают все те, которых они приглашали. Плюс еще прихватывают лучших местных ребят. Так было и в Красноярске. В 1971 году в перерыве между кругами между тренерами и игроками вспыхнул большой конфликт. Мы поставили условия, чтобы этих людей здесь не было. Нас уговаривали, убеждали, но мы остались при своем. Готовились к играм сами. И у игроков была большая ответственность перед своими болельщиками. И мы без тренеров выдали блестящую серию из четырех побед над командами Казахстана, в ту пору занимавших не последние места в турнирной таблице, с общим счетом 20:1. Об этом случае писала в те годы "Советская Россия". Но потом тренеров все же вернули, и начались разборки. Через год и меня проводили из большого спорта, хотя я мог играть еще лет 5-6.
- И все же памятные матчи в составе "Автомобилиста" у вас были?
- Конечно. Причем по стечению обстоятельств - оба с барнаульскими динамовцами. Команда у них тогда хорошая была. Трое футболистов из московского "Динамо". Но как мне ни били, так забить и не смогли. Какие "мертвые" мячи мне удавалось брать...
- Говорят, в 1970 году вы даже сыграли один матч в поле за "Автомобилист"?
- Было и такое. На выезде в Ташкенте. Я тогда был вторым вратарем, а эта игра была последняя в сезоне. И меня выпустили на место центрального нападающего. Причем я там еще здорово отыграл.
- Вы дважды, в 1977 и 1986 годах, были главным тренером "Автомобилиста", но оба раза ваше присутствие во главе команды было непродолжительным. в чем же дело?
- Я какой-то невезучий на команду "Автомобилист". Про 1977 год даже вспоминать не хочется. В Целинограде была большая драка. Я ребят защищал... Кишиневского с Романцевым "убили". Скорая помощь 40 минут не приезжала... Через десять лет ситуация была иная. Все заключалось в оргвопросах. Тележку дали, а Демирджи должен ее тащить в упряжке. Такого не бывает. Тот, кто должен был помогать команде (в то время партийные органы), ничего для этого не делал, а требовал только результат. Как в песне . Высоцкого "Главврач Моргулис".
- Самые лучшие воспоминания в тренерской карьере у вас, наверное, связаны с Богучанами. "Ангара" на протяжении нескольких лет подряд успешно играла в первенстве края и даже попробовала силы во второй лиге российского чемпиоиата.
- В Богучанах прошли мои тренерские годы. И прошли не бесследно. Я доказал самому себе и многим, которые называли себя "специалистами", что могу собрать команду. И большинство из игроков "Ангары" были воспитанниками ДЮСШ, где я работал вместе с Осадчим, Давыдовым и Егоршиным. Мы работали как "Папы Карлы" и добились успеха со своими ребятами, большинство из которых приехали ко мне в Богучаны. Поле и стадион мы строили сами. Деревня, про которую мало кто знал, в которой ничего никогда не было, начала обыгрывать команды больших городов. Потом была вторая, более молодая команда. Приезжая в Красноярск, я обходил большинство игр и искал талантливую молодежь. И когда игрок через год начинал уже что-то показывать, говорили, что Демирджи "утащил" способного футболиста. А куда же раньше смотрели? Вот сейчас Белохонов играет. А ведь это я его нашел в "сорокпятке"... Когда же нам предоставили неожиданно место во второй лиге, "Ангара" была к этому не готова лишь по той причине, что ребята, с которыми я работал уже много лет, сходили. А молодежь, которую я взял, еще на край не играла. И даже в таких условиях вначале нас побеждали или с перевесом в один мяч, или за счет судей. А потом молодые ребята притерлись, и мы уже начали обыгрывать и лидеров зоны.
- А распалась команда из-за недостатка финансирования?
- Да. Мы долго надеялись, что удастся сохранить команду. Но, увы, деньги иссякли, а краевой спорткомитет руку помощи не протянул. Ребята плакали, не хотели никуда уезжать. Жаль, хорошие игроки собрались. Мне можно было "чай с лимоном" во время игры пить и не переживать, зная, что они "положат" любую команду, причем красиво. Многие недруги ждали, когда же мы споткнемся, ведь "Ангара" надоела всем. 1993 год был для нас последним, и игроки разъехапись - в Красноярск, Томск, Назарово...
- И вы тоже пропали с футбольного горизонта. Чем стали заниматься?
- Я не стал принимать никакую команду. Для меня был удар, что я не по своей вине не сумел сохранить "Ангару". Ушел на пенсию (на севере я отработал 22 года) и занялся своим хобби - стал ходить в тайгу на охоту.
- Что бы вы исправили в своей жизни, если бы предстояло вернуться на несколько лет назад?
- Мне хотелось бы еще поиграть в футбол. Я расстался с футболом, не до конца доиграв. Когда пришел после прощания с букетом цветов цомой, я не мог спокойно смотреть по телевизору футбол, у меня текли слезы.
Любимый город - Санкт-Петербург
Любимый праздник - День Победы
Любимый цвет - голубой
Любимый писатель - Астафьев
Любимые актеры - Рыбников, Белов
Любимый кинофильм - "Свадьба с приданым"
Любимое блюдо - настоящий кавказский шашлык
Любимый напиток алкогольный - вино "За милых дам"
безалкогольный - "Ситро"
Любимые виды спорта (помимо футбола) - хоккей с шайбой, художественная гимнастика, бальные танцы, бокс.
беседовал Эдуард ДРАГАН