27 февраля 2007 года

Геннадий Морозов: «Идеальный вариант – если Хиддинк уйдёт, а Романцев возглавит сборную»

На вопросы «Конкурента» отвечает новый главный тренер ФК «Металлург».

После этого интервью у читателя может закрасться мысль, что оно вышло слишком проспартаковским». Объяснение этому лежит на поверхности. Геннадий Морозов, коренной москвич, с детства играющий в красно-белой футболке с буквой «С» на груди, наверное, и не может думать иначе. Сложилось впечатление, что один из самых жестких и «непроходимых» защитников советского футбола 80-х годов только-только повесил бутсы на гвоздь. Когда наш собеседник отвечал на вопрос, были ли в его карьере нападающие, которые оставляли его на футбольном поле в дураках, мы поймали на себе такой взгляд Морозова, что форвардов того времени стало немного жаль. 

Первый вопрос всегда традиционный: как вам Красноярск? И первый ли раз здесь находитесь?
– Нет, не первый. В первый раз нас сюда пригласили на игру местные ветераны, это было давным-давно. Второй раз я приезжал с «Единой Россией», играли мы в зале Ярыгина, дело было, помню, зимой. А вот сейчас приехал работать главным тренером «Металлурга». Город еще, к сожалению, посмотреть не успел, но думаю, что все впереди, тем более Олег Иванович Романцев хвалил Красноярск и людей, которые здесь живут.

Мы хотели спросить у вас о Романцеве чуть позже, но раз уж вы сразу его вспомнили… Тогда вопрос: вы советовались с Олегом Ивановичем перед тем, как решили переехать в Красноярск?
– Да, конечно. О городе он говорил только хорошее, какие здесь люди, какие болельщики. Говорил, что они ждут от футбола, и пожелал мне удачи.

Долго принимали решение?
– Нет, не долго. Сначала я приехал, посмотрел, познакомился. А вернувшись в Москву, пообщался с Романцевым – и, в принципе, для себя все решил.

То есть можно сказать, что на ваше решение значительно повлиял ваш разговор с Олегом Ивановичем?
– Да, безусловно.

Он так же работает в клубе «Ника»? (Футбольный клуб второго дивизиона в Подмосковье – Романцев там исполняет обязанности тренера-консультанта и занимается многими административными вопросами. – Ред.
– Да, так же. Недавно он получил лицензию Pro. Она дает возможность работать тренером не только в России, но и в Европе. 

Вы, если не ошибаемся, тоже ее получили?
– Нет, к сожалению, ошибаетесь. Я получил лицензию «B», то есть имею право работать во Второй лиге. Я, в принципе, не собирался заниматься тренерской деятельностью, это получилось само собой. В 2000 году меня пригласили в клуб «Шатура». Не имея лицензии, я работал как начальник команды, после чего попал в дубль «Спартака». Там трудился – вместе с Родионовым. Потом принял «Спартак» из Челябинска, но опять же, не имея лицензии, по документам проходил как начальник команды, а фактически исполнял обязанности главного тренера. После Челябинска принял решение получить образование в ВШТ (высшая школа тренеров). Раньше думал, что это не нужно, вроде как бы все знаю о футболе, тем более сам играл долгое время, но понял, что ВШТ дает очень-очень многое. Закончить ее просто необходимо. 

Как вы думаете, вернется ли Олег Иванович, этот прославленный красноярский специалист, в большой футбол? И если да, то в каком качестве?
– Я думаю, что вернется в качестве главного тренера одной из команд Премьер-лиги. 

А когда именно?
– Надо ждать. 

И даже возраст для такой серьезной работы ему не помеха?
– Нисколько. 

Есть ли у него уже какие-то предложения?
– Я на эту тему с ним не разговаривал, но думаю, что какие-то предложения наверняка были. Олег Иванович все-таки девятикратный чемпион России, поэтому он скрупулезно взвешивает все «за» и «против». У нас нет такого специалиста, который бы еще девять раз приводил команду к золотым медалям. 

Некоторые спортивные обозреватели говорят, что 5 или 6 из этих 9 побед были завоеваны на пустом пространстве, так как футбольная система Советского Союза развалилась, а в России достойных соперников «Спартаку» не было, примерно до 1996 года. 
– Возможно. Но все-таки команда-то была хорошая, и создал ее именно Романцев. Он заставил людей играть в «его» футбол. Многие (к примеру, Онопко, Цымбаларь) приходили из других клубов, и, конечно, в спартаковский футбол не играли, потому что не знали его. И вдруг они заиграли – это же не просто так. Да, сейчас футбол меняется, вырастает другое поколение, каждый тренер предъявляет молодежи другие требования, но в то время «Спартак» всегда оставался «Спартаком». 

Как вы считаете, удачным или неудачным было выступление в групповом этапе Лиги чемпионов «Спартака» и ЦСКА?
– По моему мнению, ЦСКА не хватило опыта. В последней игре им нужно было брать очки, а они, к сожалению, их потеряли. В принципе, ничья устраивала. Что до «Спартака», то просто он стартовал неудачно, хотя первый тайм с «Баварией» смотрелся достойно. (Первый матч группового этапа «Спартак» проиграл «Баварии» – 1:4, – Ред). Были моменты, когда команда могла выйти вперед, но во втором тайме все развалилось: быстро забили гол, и не нашлось людей, которые бы повели за собой команду. 

Как вам, как бывшему защитнику, спартаковская игра в обороне? В частности, уже бывшего игрока команды Родригеса?
– Родригес – авантюрист. Так играть нельзя, потому что защитник в первую очередь должен обеспечить игру в обороне. Если он это сделал, то пожалуйста – подключайся, забивай, организовывай атаку, угрожай воротам. Но все же для защитника самым главным должна оставаться оборона своих ворот, потому что в «Спартаке» есть люди, которые и без него могут организовать и завершить атаку. 

Многие говорят, что проблема российского футбола заключается в ненадежно играющей обороне, и все это по причине отсутствия выбора.
– Да, к сожалению, сейчас нет достойных защитников, которые уверенно и грамотно могли бы организовать игру в отборе, на перехватах. Я думаю, это потому, что у нас был большой провал в детском футболе. И та молодежь, которая играет сейчас, просто не соответствует уровню международного класса. Для того чтобы дорасти до него, нужно играть, играть и играть. Кроме прочего, у нас обилие иностранцев, которые недостойны играть в нашем чемпионате.

На ваш взгляд, в дублях команд Премьер-лиги, Первого дивизиона много ли перспективных молодых футболистов, сравнимых, например, с Романом Шишкиным, который стал основным игроком «Спартака» и кандидатом в сборную? 
– Мне нравятся Кабанов, Дзюба. Неплохие футболисты – Самодин, Салугин, Прудников, ставший чемпионом Европы среди юношей. Но любому молодому футболисту необходимо как можно больше играть, и только так он сможет раскрыться.

А как вы можете объяснить эту тренерскую чехарду, связанную с «Локомотивом»? Начиная с отставки Муслина. Потом – приглашение Долматова. И в итоге сейчас там Бышовец... 
– Трудно однозначно сказать, что там происходило у железнодорожников. Муслин – хороший специалист, и команда при нем показывала неплохой, добротный футбол. То, что его убрали… Это, естественно, решает президент и те, кто дают деньги. А при Долматове команда ничего хорошего не показала, – быть может, поэтому тренера опять и поменяли. Пришел другой президент, Семин, он и поставил Бышовца. Это хороший тренер, все же он привел сборную СССР к олимпийским медалям в Сеуле. Я надеюсь, что он сделает «Локомотив» хорошей командой. Вообще, я к Бышовцу отношусь замечательно, при нем я два года играл в «Динамо», когда служил в армии. Сейчас он взял к себе в штаб Кулькова и Лютого, опытных футболистов, которые должны помочь клубу вновь показать тот футбол, за который его полюбили болельщики, и завоевать медали. 

Вы часто вспоминаете свое пребывание в сборной Советского Союза в 80-х годах?
– В 80-м я уже был в этой сборной, но тогда еще не играл. Мы ездили в Венгрию, была товарищеская игра: выиграли, по-моему, 3:1, после этого были в Исландии, выиграли 2:1. Я сидел на скамейке запасных, тогда мне было всего 17 лет… 

Но вы, наверное, успели пропитаться той атмосферой сборной Союза 80-х, – все же, хоть и позже, сыграли 10 матчей за национальную команду?
– Я считаю, что в 1986 году на чемпионате мира в Мексике это была самая сильная сборная. Мы тогда проиграли бельгийцам, но я думаю, что это была просто переоценка самих себя. В 88-м, когда стали вторыми в Европе, – это уже шло, как говорится, по накатанному. Но самая лучшая сборная была именно в 86-м году. 

Каково вам было в той команде? Все же большинство игроков – из киевского «Динамо», а вы – человек из московского «Спартака», человек с другой философией игры. Как работалось с такими антиподами, как Бесков и Лобановский?
– Это, несомненно, два великих специалиста – и Бесков, и Лобановский. И мне было легко работать с обоими. У Лобановского, конечно, немного другой подход, было тяжеловато, но интересно. Между прочим, сейчас по его системе готовятся многие команды, практически вся Европа. Бесков больше работал с мячом, Лобановский заставлял больше двигаться без мяча, открываться в свободную зону и прессинговать соперника. 

Вам какой футбол был ближе?
– Естественно, спартаковский. Но работать было приятно с обоими специалистами. 

Хотелось бы спросить о вашем легендарном партнере Федоре Черенкове. Почему Лобановский невзлюбил одного из лучших футболистов 80-х годов? И как складывались ваши отношения с Черенковым? Чем он сейчас занимается?
– Сейчас он находится в Москве, играет за ветеранов. Мы часто видимся. Что касается того, почему Лобановский так к нему относился… Я считаю, что все же он очень уважал Черенкова. Но у Лобановского есть своя концепция игры: он подбирает тех футболистов, которые ему нужны для осуществления своих замыслов, и многие просто ему не подходили.

Кого из ваших партнеров считаете наиболее одаренным футболистом того, советского футбола?
– Федор Черенков. Он был непредсказуем. Обладал очень хорошим пасом…

Бывало, что на тренировках он с вами пижонил, оставлял, как говорится, в дураках?
– Нет, не припомню. Меня в дураках вообще никто не оставлял!

А кто из нападающих для вас был самым «неудобным» на поле?
– Неудобным тот был, кто играл «из глубины». Заваров, Блохин, Протасов – очень мощные нападающие. 

А сейчас у нас есть такие форварды?
– В сборной на Протасова чем-то похож Погребняк. Если есть момент, он всегда его использует. Очень перспективный футболист. 

А Аршавин?
– Мне он очень нравится. Он типа Заварова. Что-то у них есть общее: и рост, и играет так же «из глубины», с мячом хорош. Правильно, что его признали лучшим футболистом года.

А почему Сычев сейчас показывает не очень качественный футбол?
– Он долго болел, так и не восстановился полностью. Все-таки команда меняется: один наставник требует одно, другой – другое. Я считаю, что время его еще не прошло. 

Это хорошо, что лучшие игроки никуда не уезжают из российского чемпионата, за исключением Кержакова? Другими словами, раньше, в начале и середине 90-х, в сборной играли в основном те, кто выступал за рубежом, а сейчас с точностью до наоборот.
– Мне трудно судить, потому что есть у нас футболисты, которые могут играть в хороших клубах, – например, тот же Аршавин. И это, несомненно, хорошо, что все ведущие российские футболисты играют в российском же чемпионате. Надо больше доверять молодым, таким, как Шишкин, Дзюба. Для того чтобы подняться, надо упасть, а наш футбол еще даже не упал.

Давайте поговорим о Хиддинке, о том, что он сделал и что может сделать. Правильно ли, что пригласили иностранца?
– Он опытный тренер, но я все же считаю, что специалист должен быть русский, так как он лучше знает и наш футбол, и наших футболистов. Тот же Олег Иванович вполне мог бы возглавить сборную, и при нем команда показывала бы футбол высокого уровня. При Хиддинке, да, выиграли в Македонии, но игры-то не было… Идеальный вариант – если Хиддинк уйдет, а Романцев согласится стать тренером сборной. Лучшей кандидатуры я сейчас просто не вижу.

Чемпионат мира закончился, и уже почти все о нем написано и сказано. А что вам показалось наиболее интересным в Германии?
– То, что многие команды большое внимание уделяют обороне. Например, отлично сыграла в обороне и заслуженно одержала победу сборная Италии.

Сейчас футболисту достаточно одного, двух сезонов, чтобы обеспечить себе и своей семье, как минимум, безбедное существование. Вы заработали хоть что-нибудь на футболе? 
– Согласитесь, все-таки игроки тратят на футбол лучшие годы, и многие выходят оттуда хоть и не инвалидами, но больными людьми. И сейчас футболисты заслуженно получают такие деньги. Но в наше время все было по-другому. Юрий Васильевич Гаврилов когда-то говорил: «Мы играли за вымпел!» Ну, за вымпел, так за вымпел.

Какая была ваша ставка?
– В то время у всех была практически одна ставка, у сборников побольше… приблизительно 300-350 рублей плюс премиальные, 54 рубля. 

А вы были официально устроены где-то еще, ведь тогда же профессионального спорта в Советском Союзе как бы не было?
– Нет, не был. Мы играли, можно сказать, профессионально. В основном все были студентами. Кто-то учился, кто-то заканчивал, кто-то уходил в армию. Когда я получил травму в 86-м году после чемпионата мира – подумал, что играть больше не смогу. Но, к счастью, операцию мне делал Сергей Павлович Миронов, и благодаря ему я еще какое-то время поиграл. В 87-м я перешел в московское «Динамо». При Малофееве я забил тогда гол своему другу Дасаеву. Потом я работал с Бышовцем. И возвращался я к Бескову, но так получилось, что он ушел из «Спартака», а пришел Олег Иванович. И в 89-м году Романцев правильно поступил. Он собрал всех своих, кто действительно умел играть в футбол. Плюс ко всему игроки добавили мобильности: появились молодые футболисты – Мостовой, Шалимов. Команда показывала классный футбол. И отрыв между «Спартаком» и киевским «Динамо» был 9 очков после первого круга. Представляете? И это при двухочковой старой системе. Потом, правда, мы немного сдали, но все же стали чемпионами. В решающем матче с киевлянами мы выиграли 2:1. Тогда Шмаров забил победный мяч. Я считаю, что в том, 89-м году «Спартак» был самой сильной командой в СССР.

А почему в еврокубках-то не очень получалось?
– Ну, у нас календарь так был сложен, что год мы заканчивали в тяжелой борьбе, и к декабрю просто устали, все равно когда-то бывает спад. Хотя мы и выходили с «Реалом» в одну четвертую в 81-м году: мы сыграли с «Реалом» в Тбилиси 0:0 и проиграли 0:2 в Мадриде. 

Вы часто смотрите памятные матчи тех годов на видео? Памятный гол Шмарова, например, и прочее.
– Есть кассета: там одни голы в ворота соперников. 

Кассету вам подарило руководство «Спартака»?
– Это наш оператор сделал нарезку, которая есть практически у всех игроков, кто был в то время в команде.

А что вы сейчас вообще смотрите или читаете?
– Когда время есть, смотрю художественные фильмы. Из последнего, совсем недавно, смотрел «Всадник без головы». Очень нравится «Место встречи изменить нельзя», тоже часто смотрю.

А где находится сейчас ваша семья?
– Семья у меня в Москве. Я сам коренной москвич и с 10 лет играю «Спартаке».

Возвращаясь к разговору о зарплате… Вам удалось получить квартиру от клуба?
– Да, «Спартак» выделил мне трехкомнатную квартиру. Сначала была у меня двухкомнатная в Сокольниках. А когда родилась дочь, выделили трехкомнатную, но в Митино. Я и сейчас там живу.

Семью не планируете перевезти в Красноярск?
– Пока нет, потому что у меня сын там учится в институте.

Футболом не занимается?
– Занимался, но по состоянию здоровья больше не смог. Хотя и сейчас увлекается спортом, как принято говорить, для себя. Играет во дворе с пацанами. А дочь учится в школе. Хочет стать артисткой.

А вообще семья не отговаривала ехать в такую, по футбольным меркам, «глушь» – Красноярск?
– Нет. Такая тренерская доля: может забросить куда угодно. Они надеются, что я буду получать удовольствие от своей работы, а это для них самое главное. В тренерской работе ценно и, конечно, приятно, что ты действительно что-то дал тем, кто сейчас играет в Премьер-лиге: тот же Погребняк, или Самедов, и Сычев, и Торбинский, и Гацкан.

Общаетесь с ними? 
– Я их встречаю иногда, конечно, общаемся, разговариваем, но, к сожалению, не часто.

В заключение – пару слов о нашем «Металлурге». Какая задача поставлена для команды? Выйти в первый дивизион?
– В первую очередь необходимо создать рабочую атмосферу: это, прежде всего, дисциплина на футбольном поле. Люди должны отвечать за игру. Для меня главное – чтобы футболисты показывали хорошую, зрелищную, добротную игру, а люди, пришедшие на стадион, получали от этого удовольствие. И я считаю, что основная масса игроков должна состоять из местных. Атмосфера на данный момент в команде добротная, два дня мы вместе работали, и первое впечатление приятное, очень приятное. 

А кто-нибудь в красноярском «Металлурге» появится из московского «Спартака»? 
– Кандидаты есть, но будут ли они – не знаю. Я хочу поближе познакомиться с командой. Может быть, даже не будет смысла брать кого-то из столицы. Некоторые хотели бы приехать ко мне как к тренеру, но их не устраивает финансовая сторона. А еще хорошо бы было здесь построить крытый стадион. Нужно поднимать детский футбол. Хотелось бы действительно заразить Красноярск футболом. 


Морозов Геннадий Владимирович.
Защитник. Мастер спорта.
Родился 30 декабря 1962 года.
Выступал в командах «Спартак», Москва (1980 – 1986, 1989 – 1990), и «Динамо», Москва (1987 – 1988). 
Участник чемпионата мира 1986 года.
Главный тренер команды «Спартак», Челябинск (2005).
Главный тренер команды «Спартак», Нижний Новгород (2006).
С 2007 года возглавил красноярский «Металлург»

Дмитрий УСКОВ, Сергей ЛИСКИН

© все права защищены, Редярск.Ру (www.redyarsk.ru)