22 марта 2016 года

Андрей Пашнин: «Нашим футболистам не хватает нахалина»

Андрей Пашнин известный красноярский актёр и режиссёр. Долгое время играл в драматическом театре имени Пушкина. Сейчас руководит собственным “Отдельным театром”. Его постановки, к слову, пользуются большой популярностью. Однако в жизни Пашнина так или иначе всегда присутствовал не только театр, но и спорт. О нём, как и о своей профессии, Андрей Иванович может говорить бесконечно.

— Я знаю, что Вы стараетесь не пропускать матчей хоккейного “Енисея”. Давно за команду болеете?
— Всегда болел. Сколько себя помню с тех пор, как переехал в Красноярск. Вначале болел в меньшей степени, потом всё больше и больше. А затем уже близко познакомился с игроками, тренерами.

— Ваш интерес передался от большого хоккея к хоккею с мячом?
— Это спорный вопрос, какой хоккей большой. У меня даже был опыт, когда предложили поиграть в бенди, и я вышел на ледовое поле. Объяснили так: “Кататься умеешь, а там поймёшь”. Ребята играли на уровне региона. Но я был просто поражён! Как они полетели вокруг меня, как начали плести узоры…Эти скорости, ширь какая-то, вихрь! Я стал ещё больше уважать этот вид спорта.

— До начала интервью Вы сказали, что следите за успехами хоккеиста Александра Сёмина. Лично знакомы?
— Да. По касательной. Как-то даже бегали вместе. Знаю многих людей, которые очень хорошо знакомы с ним. И как-то так повелось, что, за какую команду он начинает играть, за ту я невольно и болею.

— Много таких театральных людей, с которыми Вам интересно разговаривать о спорте?
— В нашей среде многие следят за спортивными событиями. Некоторые на любительском уровне играют в футбол. А вот в хоккей уже меньше артистов играет. Такой вид спорта, который не совсем совместим с театральным делом. Шлёп — и завтра у тебя спектакль сорвался. Есть ребята, которые не играют, но в курсе всех спортивных событий. Знания на каком-то энциклопедическом уровне.

— Я слышал, что в своё время у театра имени Пушкина была футбольная команда.
— Была. Я тоже был в её составе. Мы в основном играли с алюминиевым заводом. Как правило, проигрывали. Но однажды была ничья. Как бы ни заканчивались наши встречи, после игры ждал третий тайм, который нас сближал.

— Самый жаркий.
— Жаркий, да. И там всегда была ничья. В театре юного зрителя многие из ребят играют в футбол. Но времени всё равно не хватает. Всё отнимает работа. В театре имени Пушкина нет-нет да кто-то и соберётся. Сейчас не слишком внимательно слежу за его спортивной жизнью, но думаю, что вожаков в этом смысле там нет.

— Сейчас форму поддерживаете?
— Конечно. Играю в футбол и в Ночной хоккейной лиге. Большое удовольствие от этого получаю. Очень трезво отношусь к своим спортивным возможностям, уровню, возрасту. Но и без этого не могу.

— Что Вы думаете о российском футболе?
— Я, конечно, слежу за чемпионатом страны. Много моих друзей болеют за “Спартак”. Я всегда им звоню, когда команда проигрывает: “Ну что, как, ребята, настроение?”. Они злятся на меня. (Смеётся.) А когда “Спартак” выигрывает — они звонят.

В театре говорят, что в каждом актёре должен быть нахалин. Не жлобство, не нахальство, а именно нахалин. Это когда ты уверен в себе, когда ты говоришь: “Если я вам нравлюсь, значит, у вас хороший вкус”. Мне кажется, нашим футболистам этого не хватает. Немножко подзажаты. У европейских, южноамериканских футболистов с этим нет проблем. Но, думаю, это вопрос времени.

— У наших футболистов нахалина не хватает на поле. А вне поля-то всё в порядке.
— Вне поля всё в порядке. Но есть исключения. Взять тот же хоккей с мячом. Великие игроки! Некоторые ребята и в Новый год катались, чтобы чувствовать себя в тонусе, и первого января. А просто хорошие спортсмены взяли несколько дней отпуска. Это же на тоненького! Профессионализм!

— Вы за питерский “Зенит” болеете?
— В данный момент нет.

— Интересное начало. Я Вас видел в майке “Зенита”.
— Да, была такая майка. Мне её лет десять назад подарили, когда команда шла к своему долгожданному чемпионству. Я за них болел. Они выиграли золотые медали. А затем клуб стал самым богатым и самым таким чванливым, что я перестал за них болеть. Потом начал поддерживать московский ЦСКА. Мне нравилась их игра при Газзаеве. Я радовался, когда они победили в Кубке УЕФА. А сейчас душа к ним не особенно лежит. Болел за команды премьер-лиги, в которых играл Харитонов. Привязанности на всю жизнь нет.

— В общем, Вы болеете за команды, которые к чему-то стремятся.
— Да-да-да. Видимо, это не относится только к мадридскому “Реалу”. И королевский клуб, и деньги. Но они мне почему-то нравятся. И в противоборстве с “Барселоной”, допустим, я по-тихому болею за “Реал”.

— В театре Вам тоже нравятся роли персонажей, которые к чему-то стремятся?
— В нашем деле это не всегда так. Иногда какой-нибудь образ негодяя и подонка очень интересен по материалу. И хочется сыграть. А односторонне написанная роль, пусть и положительного человека, не всегда интересна. Всегда хочется сыграть чёртика, чтобы потом остаться в жизни нормальным человеком.

— С кем из людей спорта Вы наиболее близко сошлись?
— Я очень хорошо знаком с Иваном Максимовым. Знаком хорошо с Сергеями Ломановыми — и старшим, и младшим. Я очень горжусь, что знаю их. Знаком с Аней Чичеровой (олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту. — Прим. авт.). Все они потрясающе образованные, глубокие, культурные люди. Нельзя быть большим спортсменом, если у тебя уже совсем ничего нет в голове. Великим не станешь! Это общая культура человеческая. В комплексе он интересен. Он чемпион во всём.

— Есть спортсмены, которых Вы хотели бы сыграть?
— Конкретных фамилий нет. Спортсмены — это молодость прежде всего. Я уже в том возрасте, когда совсем молодого мне не сыграть. Может быть, какого-нибудь тренера… Вообще, чтобы сыграть что либо в кино, надо собраться и уехать в Москву. Такая у нас, к сожалению, страна, что у нас есть два города. Может быть, в будущем всё изменится. А пока же надо всё оставить и уехать. Я этого не делаю.

— Есть спортсмены или тренеры, которые хорошо разбираются в театре?
— Хорошо — вряд ли. Разве что комментатор Озеров. Он разбирался. А так-то нет. Это всё равно, что я стану утверждать, что знаю, как тренировать команду. Это вызовет улыбку, скажут: “Ну, Андрей, у каждого своё дело”. Кое-что я, естественно, понимаю. Но вслух громко кричать не буду. Каждый должен быть на своём месте. Делать своё дело хорошо. Но главное ведь не разбираться в театре, главное — любить его.

— Вы рассказывали, что играли и в хоккей, и в футбол в молодости. И благодаря этим увлечениям — шесть разных институтов и бесплатное поступление.
— Да, я был достаточно спортивным парнем. Советское время было. Ездили по школам курьеры и говорили: “Поехали к нам, будешь за нашу команду бегать, мы тебе поможем поступить”. Начиная от института физкультуры и заканчивая институтом электрификации и механизации сельского хозяйства. В то время спортсменам помогали.

— И всё-таки любовь к театру перевесила любовь к спорту?
— Где-то перевесила. А потом у меня травмы пошли. С коленом были проблемы. А в театральном институте было всё равно — занимаюсь я спортом или нет.

— Не сомневались потом в своём выборе?
— Нет, не сомневался. Хотя мог остаться в спорте, если бы кто-то курировал меня, поучаствовал в моей судьбе. Безусловно, и в спорте, и в театре есть романтика.

Меня часто спрашивали: “Не пожалели, что не поехали в молодости покорять Москву?”. И не то что спрашивали, а просто ругали. Если с жалостью оглядываться на вчерашний день — это ж самоедство. Мне всегда здесь нравилось. Я люблю друзей, среду, которая меня окружает. Зависимый от этого человек. И всё менять, бросать, разлюбить, скучать — неправильно.

ДОСЬЕ

Андрей ПАШНИН. Актёр, режиссёр-постановщик. Председатель Красноярского краевого отделения Союза театральных деятелей России.

Родился 30 марта 1966 года в городе Ткварчелли Абхазской АССР. С 1984-го по 1989 год — учёба на театральном факультете Красноярского государственного института искусств. В 2002-м получил диплом режиссёра Московской театральной академии.

Награждён “Хрустальной маской” за роль Тото в спектакле “Сеньор из общества”. Лауреат премии имени Виктора Астафьева. Признан лучшим актёром года (1998 г.). Лауреат международного театрального фестиваля за спектакль “Школа с театральным уклоном”, лауреат фонда “Наше наследие”.

Гор Георгян

© все права защищены, Редярск.Ру (www.redyarsk.ru)